Подберите упражнения для артикуляционной гимнастики правильно: советы логопеда
Содержание статьи
Артикуляционная гимнастика — это важный этап коррекционной работы, направленный на развитие органов артикуляции и подготовку ребенка к правильному звукопроизношению. Она помогает улучшить подвижность языка и губ, развивает их переключаемость и тренирует правильные положения артикуляционного аппарата. Чтобы гимнастика действительно приносила результат, упражнения должны быть тщательно подобраны — с учетом того, какие звуки необходимо поставить или закрепить.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика помогает:
- подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению звуков;
- развить подвижность органов речи (языка, губ, мягкого неба);
- научить ребенка удерживать артикуляционные позы;
- выработать переключаемость движений, необходимую для беглой речи.
Важно: упражнения нельзя подбирать случайно. Они должны формировать именно те артикуляционные уклады, которые нужны для постановки конкретных звуков.
Виды упражнений
Вся система артикуляционной гимнастики делится на статические и динамические упражнения.
Статические упражнения
Направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6–10 секунд.
Примеры:
- «Лопаточка»
- «Птенчики»
- «Чашечка»
- «Иголочка»
- «Стрелочка»
- «Трубочка»
Динамические упражнения
Требуют ритмического повторения движений (6–8 раз), развивают координацию и переключаемость.
Примеры:
- «Лошадка»
- «Грибок»
- «Качели»
- «Вкусное варенье»
- «Змейка»
- «Часики»
- «Маятник»
- «Катушка»
- «Маляр»
Упражнения для языка
Самый подвижный орган артикуляционного аппарата — язык. Наибольшую роль в произнесении звуков играют передняя часть языка, его кончик и боковые края.
С помощью артикуляционной гимнастики вырабатываются такие положения языка:
- кончик опущен за нижние зубы («Почистим зубы»);
- кончик поднят вверх («Маляр», «Грибок», «Гармошка»).
Регулярная тренировка помогает укрепить мышцы языка и сформировать правильные уклады для постановки сложных звуков.
Заключение
Артикуляционная гимнастика — это не только подготовка к правильной речи, но и важная часть общего речевого развития ребенка. Систематические занятия помогают быстрее устранить дефекты звукопроизношения и закрепить правильные навыки речи.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Использование наглядных средств для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР
Данная статья ориентирована на практикующих учителей-логопедов.
Карточки. Понятия и материалы к темам «Один», «Много», «Семья», «Предложение»
Скачайте бесплатно материалы к темам «Один», «Много», «Семья», «Предложение»!
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Использование наглядных средств для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР
Данная статья ориентирована на практикующих учителей-логопедов.