Разберем причины отклоняющегося поведения подростков и найдем пути коррекции
Содержание статьи
Отклоняющееся поведение подростков — это серьезный вызов для родителей, педагогов и специалистов. Оно может проявляться в прогулах, агрессии, употреблении психоактивных веществ или нарушении закона. Чтобы помочь ребенку, важно понимать причины и факторы риска, среди которых центральное место занимает неблагополучная семья.
Виды отклоняющегося поведения
- Девиантное поведение — поступки, нарушающие социальные и культурные нормы, но не являющиеся преступлением. Сюда относятся прогулы, бродяжничество, агрессия, ранняя алкоголизация.
- Аддиктивное поведение — злоупотребление алкоголем, табаком, наркотиками, другими веществами.
- Делинквентное поведение — противоправные действия, преступления.
Все виды относятся к дезадаптивному поведению, так как мешают полноценной социализации.
Дезадаптация личности и школьная дезадаптация
- Дезадаптация личности — неспособность адаптироваться к социальной среде из-за несоответствия целей и ценностей личности.
- Школьная дезадаптация — несоответствие психологического и социального статуса ребенка требованиям учебного процесса. Это приводит к трудностям в освоении школьной программы.
Причины отклоняющегося поведения
Факторы, способствующие устойчивому девиантному поведению, разнообразны. Но ключевой из них — неблагополучная семья.
Признаки неблагополучной семьи:
- злоупотребление алкоголем или наркотиками;
- физическое или эмоциональное насилие;
- сексуальное поведение по отношению к ребенку (от развращения до инцеста);
- игнорирование эмоционального состояния детей;
- суровая дисциплина или полное отсутствие правил;
- предпочтение одного ребенка другому;
- постоянные конфликты и скандалы;
- соперничество родителей с детьми или друг с другом;
- чрезмерно жесткие требования к религии, учебе, спорту, труду, бытовым обязанностям.
Если один родитель проявляет подобные модели, это вредит ребенку. Если оба — последствия становятся разрушительными.
Заключение
Отклоняющееся поведение подростка — это результат целого комплекса причин, но неблагополучная семья играет ведущую роль. Своевременная диагностика, работа с родителями, а также педагогическая и психологическая поддержка помогают снизить риски дезадаптации и предотвратить серьезные последствия для будущего ребенка.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Ребенок разговаривает во сне: что делать?
Рассказываем, почему ребенок разговаривает во сне и что делать родителям. Подробности читайте в статье.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.