Речевые карты. Часть 2
Речевая карта ребенка ведется логопедом и помогает выявить нарушения речи, динамику развития и составить правильный коррекционный план работы. Не существует единой системы документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.
Анкетные данные (фамилия, имя ребёнка; дата рождения, возраст; домашний адрес; домашний телефон; откуда поступил; сведения о родителях: мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов); место работы, должность; рабочий! телефон; отец (фамилия, имя, отчество, возраст); место работы, должность; рабочий телефон; другие члены семьи, проживающие вместе с родителями и ребёнком).
Микросоциальные условия семьи: где воспитывался (дома с родителями; у бабушки, дедушки и других родственников; в яслях; другом дошкольном учреждении и др.); тип семьи (полная, неполная); особенности речевой среды (темп речи людей, окружающих ребёнка, билингвизм, длительное общение с заикающимися детьми и др.); социокультурный статус семьи (характер взаимоотношений, возможные конфликты и реакция на них ребёнка, тип воспитания — авторитарный, демократический, гипоопека или гиперопека, соблюдение единства требований в вопросах воспитания, домашние условия и возможности членов семьи для общего й речевого развития ребёнка); отношение членов семьи к речевому нарушению ребёнка (безразличное, болезненное, предъявление высоких требований к речи, постоянная фиксация на недостатках речи и т. д.).
Анамнез (наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребёнка; от которой по счёту беременности ребёнок; характер протекания переменности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания). Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные); когда закричал ребёнок; наблюдалась ли асфиксия; резус-фактор, совместимость; вес и рост при рождении; вскармливание: когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал (срыгивания, поперхивания), грудное вскармливание до; срок выписки из роддома (если задержались, то почему); после выписки из родильного дома (особенности сна, особенности бодрствования).
Раннее психомоторное развитие (голову держит с..., сидит с..., ползает с..., стоит с..., ходит с..., появление первых зубов, количество зубов к году).
Перенесённые заболевания (до года, после года, до трёх пег, после трёх лет, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре, наличие оперативного вмешательства).
Раннее речевое развитие (гуление, лепет, первые слова, первые фразы, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине, использование жестов).
Занятия с учителем-логопедом, их результаты; лечение у других специалистов.
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты): педиатр, невропатолог, психоневролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед.
Решение ПМПК.

Сергеева Галина
Автор
Связанные статьи
Документы к ПМПК
Психолого-медико-педагогический консилиум можно считать средством ранней профилактики, коррекции и наблюдения за учащимися с ОВЗ.
Сензитивные периоды развития ребенка
Статья о сензитивных периодах развития ребенка.
Сверхурочная работа педагога: разъяснения юриста
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год». Нам до сих пор не известны случаи оплаты сверхурочной работы в школе, и мы считаем, что это — результат правовой неграмотности учителей и злоупотребления этой неграм...
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.