Социализация детей с нарушениями речи в комбинированной группе детского сада
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Наряду с другими направлениями развития ребенка, стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относятся: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности, целенаправленности собственных действий; становление социального и эмоционального интеллекта; уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, безопасного поведения в обществе. В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе общения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенциальные возможности.
В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации.
Педагоги также отмечают низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер.
Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешной социализации. А если нарушение сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет общаться и говорить. Иногда родители, по незнанию или в силу своей педагогической некомпетентности не придают большого значения нарушениям речи, которые замечают у своих детей, а порой и не видят их. Они не задумываются о том, что речевые нарушения влекут за собой такие проблемы как нарушение коммуникативной сферы, а между тем такие дети вызывают тревогу, прежде всего по тому, что самостоятельно свои проблемы они решить не могут. Поэтому детям с нарушениями речи для дальнейшей успешной социализации нужна своевременная, квалифицированная помощь.
При социализации детей с нарушением речи мы выделили несколько направлений для исправления такой ситуации. Нравственное направление: На первом этапе становления ребенка как личности в социуме важно обеспечение воспитанников знаниями правильного обращения детей к взрослым и сверстникам.
Во время НОД, сюжетно-ролевых игр, вместе учимся знакомиться, играть, обращаться с просьбой, задавать вопросы (как тебя зовут? Можно взять твою игрушку? Помоги собрать мазайку). В игровой форме провели специальные мероприятиях на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дружные ребята». Процесс обучения станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Поэтому на следующем этапе нравственного направления совместно с детьми сочиняем истории или сказки.
Например, на основе известных сюжетов мы предлагаем детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки в нравственном направлении, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее.
Такие творческие задания формируют у ребенка с нарушением речи умение думать, рассуждать, подвигают к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить.
Экономическое направление: С помощью совместных дидактических игр для социализации детей, формируем правила поведения в торговых учреждениях, в поликлинике, библиотеке. Во время свободной деятельности приводим доступный для детей пример бережного отношения к мебели, книгам, одежде, создаем игровую проблемную ситуацию. (порвалась книга, она заболела, книга грустит)

Сергеева Галина
Автор
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!