Логотип

Узнайте, как распознать и скорректировать тугоухость у детей

Тугоухость — одно из самых частых сенсорных нарушений детского возраста. Даже незначительное снижение слуха может привести к трудностям восприятия речи, снижению темпа речевого развития и задержке формирования интеллекта. Для логопеда важно не только понимать клинические особенности патологии, но и владеть эффективными методами коррекционной работы. В этой статье вы узнаете, какие бывают формы и степени тугоухости, как их диагностируют и как выстроить педагогическую и логопедическую помощь детям со сниженным слухом.

Что такое тугоухость

Тугоухость — это стойкое понижение слуха различной степени выраженности, которое затрудняет восприятие речи и окружающих звуков. Нарушение может наблюдаться у детей любого возраста, включая новорожденных.
Причина патологии — сбой в работе слухового анализатора: от наружного уха до корковых центров восприятия звуков.

Наиболее часто проблемы со слухом проявляются в первые три года жизни. Это время критически важно для становления коммуникации и речи, поэтому раннее выявление и коррекция тугоухости — ключевые условия полноценного речевого и интеллектуального развития ребенка.


Классификация тугоухости

Выделяют несколько классификаций тугоухости — по происхождению, локализации поражения, степени выраженности и времени возникновения нарушения.

По происхождению

  • Наследственная — передается генетически. Обычно изменения необратимы, но не прогрессируют. Может встречаться как изолированное нарушение или как часть синдрома.
  • Врожденная — формируется под воздействием неблагоприятных факторов во время беременности.
  • Приобретенная — развивается после рождения под влиянием внешних и внутренних факторов (травмы, инфекции, воспалительные заболевания уха и др.).

По локализации поражения

Различают:

  • Проводниковую тугоухость (поражение наружного или среднего уха);
  • Нейросенсорную (сенсоневральную) (поражение внутреннего уха или слухового нерва);
  • Смешанную форму, когда затронуты оба уровня слухового анализатора.

По степени выраженности

  1. I степень (26–40 дБ) — разговорная речь слышна с 4–6 м, шепотная — с 1–3 м.
  2. II степень (41–55 дБ) — речь различается с 2–4 м, шепот — около 1 м.
  3. III степень (56–70 дБ) — речь слышна только вблизи, шепот не различается.
  4. IV степень (71–90 дБ) — восприятие разговорной речи невозможно.
    Более 90 дБ соответствует глухоте.

По времени возникновения

  • Прелингвальная тугоухость — развивается до формирования речи.
  • Постлингвальная — возникает после того, как ребенок уже овладел устной речью.


Основные симптомы тугоухости

Распознать снижение слуха у маленьких детей бывает непросто, поэтому важен регулярный аудиологический скрининг. Однако внимательность родителей и педагогов также играет ключевую роль.

Тревожные признаки:

  • отсутствие реакции на громкие звуки и голос матери (до 4 мес.);
  • отсутствие лепета и гуления (к 4–6 мес.);
  • невозможность определить источник звука (к 7–9 мес.);
  • бедный словарный запас к 1–2 годам;
  • громкая речь и постоянные просьбы «повторить»;
  • ориентация по губам при разговоре;
  • головокружение, неустойчивая походка, шум в ушах.

У таких детей часто отмечается системное недоразвитие речи — нарушение звукопроизношения, искажения звуко-слоговой структуры слова, бедность словаря. Всё это может привести к трудностям при обучении письму и чтению.


Причины тугоухости

Наследственные факторы

Передаются по аутосомно-рецессивному или доминантному типу и чаще проявляются как нейросенсорная тугоухость.

Врожденные причины

К ним относятся:

  • вирусные инфекции матери в I триместре (краснуха, корь, грипп, герпес, сифилис, токсоплазмоз, туберкулез, цитомегаловирус);
  • хронические заболевания беременной (диабет, тиреотоксикоз, анемия, гиповитаминоз);
  • интоксикация алкоголем, прием ототоксических препаратов;
  • родовые травмы, асфиксия, гемолитическая болезнь, недоношенность.

Приобретенные причины

  • отиты, аденоиды, хронические риниты;
  • серные пробки, инородные тела;
  • травмы барабанной перепонки;
  • осложнения после ОРВИ, менингита, скарлатины, паротита;
  • длительное воздействие громких звуков, прослушивание музыки в наушниках.


Лечение и коррекция тугоухости

Лечение зависит от причины нарушения и проводится в комплексе. В него входят:

  • медикаментозная и физиотерапевтическая терапия;
  • хирургические методы (в том числе кохлеарная имплантация);
  • педагогическая и логопедическая реабилитация.

Реабилитация требует участия отоларинголога, сурдолога, невролога, дефектолога и логопеда.

Основные задачи педагогической реабилитации

  • обучение восприятию и дифференциации звуков (речевых и неречевых);
  • развитие слухоречевого поведения;
  • формирование понимания речи и навыков общения;
  • поддержка когнитивного и эмоционального развития ребенка;
  • обучение родителей приёмам стимуляции речи и слуха в быту.


Особенности логопедической работы

Выраженное снижение слуха приводит к нарушению восприятия речи и ограничивает развитие экспрессивной речи. Степень нарушения зависит от тяжести тугоухости, времени её возникновения и условий речевого окружения.

Логопедическая работа направлена на:

  • развитие лексики, грамматики и синтаксиса;
  • формирование слухового восприятия и речевого слуха;
  • коррекцию произношения;
  • развитие познавательных функций и ВПФ.

Примеры упражнений и игр

  • «Где позвонил телефон?» — ребенок определяет направление звука.
  • «Находка» — по звуку колокольчика нужно найти предмет.
  • «Жмурки» — ориентирование на звук в пространстве.
  • «Укрась торт» — реакция на звуковой сигнал.
  • «Мишкин дом» — развитие словаря и навыков понимания речи.

Такие игры развивают слуховое внимание, реакцию на звук и понимание речевых сигналов. Они одинаково полезны и для детей с тугоухостью, и для нормально слышащих.


Заключение

Тугоухость у детей требует не только медицинского вмешательства, но и системной педагогической поддержки. Ранняя диагностика, активное участие семьи и логопеда — залог успешной адаптации ребенка и развития речи. При своевременной помощи возможно достичь значительного улучшения слуха, речи и коммуникативных навыков.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 9 октября 2025 г.
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться