Узнайте, как распознать и скорректировать тугоухость у детей
Содержание статьи
Тугоухость — одно из самых частых сенсорных нарушений детского возраста. Даже незначительное снижение слуха может привести к трудностям восприятия речи, снижению темпа речевого развития и задержке формирования интеллекта. Для логопеда важно не только понимать клинические особенности патологии, но и владеть эффективными методами коррекционной работы. В этой статье вы узнаете, какие бывают формы и степени тугоухости, как их диагностируют и как выстроить педагогическую и логопедическую помощь детям со сниженным слухом.
Что такое тугоухость
Тугоухость — это стойкое понижение слуха различной степени выраженности, которое затрудняет восприятие речи и окружающих звуков. Нарушение может наблюдаться у детей любого возраста, включая новорожденных.
Причина патологии — сбой в работе слухового анализатора: от наружного уха до корковых центров восприятия звуков.
Наиболее часто проблемы со слухом проявляются в первые три года жизни. Это время критически важно для становления коммуникации и речи, поэтому раннее выявление и коррекция тугоухости — ключевые условия полноценного речевого и интеллектуального развития ребенка.
Классификация тугоухости
Выделяют несколько классификаций тугоухости — по происхождению, локализации поражения, степени выраженности и времени возникновения нарушения.
По происхождению
- Наследственная — передается генетически. Обычно изменения необратимы, но не прогрессируют. Может встречаться как изолированное нарушение или как часть синдрома.
- Врожденная — формируется под воздействием неблагоприятных факторов во время беременности.
- Приобретенная — развивается после рождения под влиянием внешних и внутренних факторов (травмы, инфекции, воспалительные заболевания уха и др.).
По локализации поражения
Различают:
- Проводниковую тугоухость (поражение наружного или среднего уха);
- Нейросенсорную (сенсоневральную) (поражение внутреннего уха или слухового нерва);
- Смешанную форму, когда затронуты оба уровня слухового анализатора.
По степени выраженности
- I степень (26–40 дБ) — разговорная речь слышна с 4–6 м, шепотная — с 1–3 м.
- II степень (41–55 дБ) — речь различается с 2–4 м, шепот — около 1 м.
- III степень (56–70 дБ) — речь слышна только вблизи, шепот не различается.
- IV степень (71–90 дБ) — восприятие разговорной речи невозможно.
Более 90 дБ соответствует глухоте.
По времени возникновения
- Прелингвальная тугоухость — развивается до формирования речи.
- Постлингвальная — возникает после того, как ребенок уже овладел устной речью.
Основные симптомы тугоухости
Распознать снижение слуха у маленьких детей бывает непросто, поэтому важен регулярный аудиологический скрининг. Однако внимательность родителей и педагогов также играет ключевую роль.
Тревожные признаки:
- отсутствие реакции на громкие звуки и голос матери (до 4 мес.);
- отсутствие лепета и гуления (к 4–6 мес.);
- невозможность определить источник звука (к 7–9 мес.);
- бедный словарный запас к 1–2 годам;
- громкая речь и постоянные просьбы «повторить»;
- ориентация по губам при разговоре;
- головокружение, неустойчивая походка, шум в ушах.
У таких детей часто отмечается системное недоразвитие речи — нарушение звукопроизношения, искажения звуко-слоговой структуры слова, бедность словаря. Всё это может привести к трудностям при обучении письму и чтению.
Причины тугоухости
Наследственные факторы
Передаются по аутосомно-рецессивному или доминантному типу и чаще проявляются как нейросенсорная тугоухость.
Врожденные причины
К ним относятся:
- вирусные инфекции матери в I триместре (краснуха, корь, грипп, герпес, сифилис, токсоплазмоз, туберкулез, цитомегаловирус);
- хронические заболевания беременной (диабет, тиреотоксикоз, анемия, гиповитаминоз);
- интоксикация алкоголем, прием ототоксических препаратов;
- родовые травмы, асфиксия, гемолитическая болезнь, недоношенность.
Приобретенные причины
- отиты, аденоиды, хронические риниты;
- серные пробки, инородные тела;
- травмы барабанной перепонки;
- осложнения после ОРВИ, менингита, скарлатины, паротита;
- длительное воздействие громких звуков, прослушивание музыки в наушниках.
Лечение и коррекция тугоухости
Лечение зависит от причины нарушения и проводится в комплексе. В него входят:
- медикаментозная и физиотерапевтическая терапия;
- хирургические методы (в том числе кохлеарная имплантация);
- педагогическая и логопедическая реабилитация.
Реабилитация требует участия отоларинголога, сурдолога, невролога, дефектолога и логопеда.
Основные задачи педагогической реабилитации
- обучение восприятию и дифференциации звуков (речевых и неречевых);
- развитие слухоречевого поведения;
- формирование понимания речи и навыков общения;
- поддержка когнитивного и эмоционального развития ребенка;
- обучение родителей приёмам стимуляции речи и слуха в быту.
Особенности логопедической работы
Выраженное снижение слуха приводит к нарушению восприятия речи и ограничивает развитие экспрессивной речи. Степень нарушения зависит от тяжести тугоухости, времени её возникновения и условий речевого окружения.
Логопедическая работа направлена на:
- развитие лексики, грамматики и синтаксиса;
- формирование слухового восприятия и речевого слуха;
- коррекцию произношения;
- развитие познавательных функций и ВПФ.
Примеры упражнений и игр
- «Где позвонил телефон?» — ребенок определяет направление звука.
- «Находка» — по звуку колокольчика нужно найти предмет.
- «Жмурки» — ориентирование на звук в пространстве.
- «Укрась торт» — реакция на звуковой сигнал.
- «Мишкин дом» — развитие словаря и навыков понимания речи.
Такие игры развивают слуховое внимание, реакцию на звук и понимание речевых сигналов. Они одинаково полезны и для детей с тугоухостью, и для нормально слышащих.
Заключение
Тугоухость у детей требует не только медицинского вмешательства, но и системной педагогической поддержки. Ранняя диагностика, активное участие семьи и логопеда — залог успешной адаптации ребенка и развития речи. При своевременной помощи возможно достичь значительного улучшения слуха, речи и коммуникативных навыков.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
-11.png&w=3840&q=75)