Разберитесь, что такое умственная отсталость и каковы ее степени
Содержание статьи
Умственная отсталость у детей — это состояние неполного психического развития, при котором страдают когнитивные, речевые, моторные и социальные способности. Для логопедов и дефектологов важно понимать особенности этого состояния, чтобы правильно выстраивать коррекционную и образовательную работу. В статье рассмотрим, что такое умственная отсталость, какие формы и степени она имеет, и чем отличается от других видов слабоумия.
Умственная отсталость: определение и особенности
Умственная отсталость (олигофрения) — это группа нарушений различной этиологии, объединенных психическим недоразвитием.
Характерные особенности:
- интеллектуальная недостаточность;
- недоразвитие эмоциональной сферы, моторики, внимания, восприятия;
- стабильное, непрогрессирующее течение (в отличие от приобретенного слабоумия).
В отличие от деменции, развивающейся во взрослом возрасте, при олигофрении психические функции не распадаются, а изначально формируются неполноценно.
Особенности мышления при олигофрении
- Мышление носит преимущественно конкретный характер.
- Недостаточно развиты абстрактные понятия и логические операции.
- Тяжесть нарушений зависит от глубины слабоумия.
Уровень когнитивного развития напрямую связан с социокультурными условиями, поэтому международные классификации (например, МКБ-10) дают лишь ориентиры для оценки.
Степени умственной отсталости по МКБ-10
- Легкая (F70, дебильность, IQ 50–69, развитие соответствует 9–12 годам):
дети способны к общению и обучению, осваивают программу начальной школы, могут выполнять простую работу. Требуется поддержка в стрессовых ситуациях. - Умеренная (F71, имбецильность, IQ 35–49, развитие соответствует 6–9 годам):
навыки речи и самообслуживания развиты ограниченно. Требуется постоянное наблюдение. Возможны простые ручные работы и минимальное общение. - Тяжелая (F72, тяжелая олигофрения, IQ 20–34, развитие соответствует 3–6 годам):
речевые и моторные навыки минимальны. Ограниченное общение и элементарное самообслуживание возможны только при систематическом обучении и постоянном контроле. - Глубокая (F73, идиотия, IQ ниже 20, развитие соответствует до 3 лет):
больные нуждаются в постоянном уходе. Сенсомоторика и навыки самообслуживания крайне ограничены. Общение возможно только на невербальном уровне.

Заключение
Умственная отсталость — это сложное состояние, которое требует от специалистов индивидуального подхода и участия семьи. Чем раньше начата коррекционная работа (логопедическая, дефектологическая, психологическая), тем выше шансы на развитие коммуникативных и бытовых навыков, социализацию и улучшение качества жизни ребенка.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Ребенок разговаривает во сне: что делать?
Рассказываем, почему ребенок разговаривает во сне и что делать родителям. Подробности читайте в статье.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Использование наглядных средств для создания ситуаций выбора у детей с ЗПР
Данная статья ориентирована на практикующих учителей-логопедов.