Логотип

Разберитесь, что такое умственная отсталость и каковы ее степени

Умственная отсталость у детей — это состояние неполного психического развития, при котором страдают когнитивные, речевые, моторные и социальные способности. Для логопедов и дефектологов важно понимать особенности этого состояния, чтобы правильно выстраивать коррекционную и образовательную работу. В статье рассмотрим, что такое умственная отсталость, какие формы и степени она имеет, и чем отличается от других видов слабоумия.

Умственная отсталость: определение и особенности

Умственная отсталость (олигофрения) — это группа нарушений различной этиологии, объединенных психическим недоразвитием.

Характерные особенности:

  • интеллектуальная недостаточность;
  • недоразвитие эмоциональной сферы, моторики, внимания, восприятия;
  • стабильное, непрогрессирующее течение (в отличие от приобретенного слабоумия).

В отличие от деменции, развивающейся во взрослом возрасте, при олигофрении психические функции не распадаются, а изначально формируются неполноценно.


Особенности мышления при олигофрении

  • Мышление носит преимущественно конкретный характер.
  • Недостаточно развиты абстрактные понятия и логические операции.
  • Тяжесть нарушений зависит от глубины слабоумия.

Уровень когнитивного развития напрямую связан с социокультурными условиями, поэтому международные классификации (например, МКБ-10) дают лишь ориентиры для оценки.


Степени умственной отсталости по МКБ-10

  • Легкая (F70, дебильность, IQ 50–69, развитие соответствует 9–12 годам):
    дети способны к общению и обучению, осваивают программу начальной школы, могут выполнять простую работу. Требуется поддержка в стрессовых ситуациях.
  • Умеренная (F71, имбецильность, IQ 35–49, развитие соответствует 6–9 годам):
    навыки речи и самообслуживания развиты ограниченно. Требуется постоянное наблюдение. Возможны простые ручные работы и минимальное общение.
  • Тяжелая (F72, тяжелая олигофрения, IQ 20–34, развитие соответствует 3–6 годам):
    речевые и моторные навыки минимальны. Ограниченное общение и элементарное самообслуживание возможны только при систематическом обучении и постоянном контроле.
  • Глубокая (F73, идиотия, IQ ниже 20, развитие соответствует до 3 лет):
    больные нуждаются в постоянном уходе. Сенсомоторика и навыки самообслуживания крайне ограничены. Общение возможно только на невербальном уровне.

Изображение к статье: Умственная отсталость


Заключение

Умственная отсталость — это сложное состояние, которое требует от специалистов индивидуального подхода и участия семьи. Чем раньше начата коррекционная работа (логопедическая, дефектологическая, психологическая), тем выше шансы на развитие коммуникативных и бытовых навыков, социализацию и улучшение качества жизни ребенка.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 10 сентября 2025 г.
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться