Формируем навыки грамотного письма: эффективные упражнения для школьников
Содержание статьи
Письмо — сложный навык, требующий точной слухо-речевой работы, развитого фонематического восприятия и устойчивого зрительного анализа. Логопедам важно иметь инструменты, которые помогают ребенку осваивать письменную речь не механически, а осознанно. В этой статье собраны упражнения, которые доказали эффективность в коррекции акустической и оптической дисграфии и подходят для работы с младшими школьниками.
Упражнение 1. «Пишем вслух»: учим слышать слабые позиции
Это одно из самых результативных упражнений для повышения грамотности. Его суть — проговаривание вслух каждого написанного слова с акцентом на слабые позиции звука.
Как выполнять:
- ребенок пишет слово и тут же проговаривает его вслух;
- выделяет слабые доли: кОрова дает мОлОко;
- произносит четко, без спешки, с обязательным проговариванием окончания.
Почему это работает:
Дети с дисграфией часто не слышат окончание слова и записывают лишь первые слоги, заменяя последние «палочками». Проговаривание помогает удерживать структуру слова целиком и развивает фонематическое восприятие.
Для чего подходит:
- коррекция акустической дисграфии;
- развитие фонематического слуха;
- формирование осознанного письма.
Это упражнение — базовое в коррекционной работе над письмом и должно входить в ежедневную практику.
Упражнение 2. «Корректор»: тренируем зрительное распознавание букв
Это упражнение направлено на развитие зрительного анализа и профилактику оптических ошибок.
Как выполнять:
- Выбираем скучный текст или незнакомую книгу (чтобы ребенок не «читал», а искал).
- На первом этапе — ищем и зачеркиваем одну знакомую букву (обычно гласную).
- Затем увеличиваем сложность: берем похожие по написанию буквы, например «л» и «м».
- Усложняем задание по мере роста навыка.
Что дает упражнение:
- развивает зрительную память;
- тренирует способность дифференцировать близкие по форме буквы;
- снижает проявления оптической дисграфии.
Чтобы определить слабые стороны ребенка, логопед может провести контрольный диктант и отметить типовые ошибки — это поможет выбрать, какие буквы включить в упражнение.
Упражнение 3. «Найди и объясни»: учим осознанно использовать знаки препинания
Это упражнение развивает грамматический строй речи и формирует понимание синтаксических связей.
Как выполнять:
- Берем несколько диктантов, написанных ребенком.
- Ребенок объясняет каждую запятую в предложении.
- Если знаний не хватает — мягко подводим к правилу вопросами.
- Из одного текста разбираем не более 5–6 предложений, чтобы не перегружать.
Почему это важно:
- ребенок начинает понимать логику построения фразы;
- активизируются правила грамматики;
- снижается количество синтаксических и пунктуационных ошибок;
- укрепляется навык осознанного письма, а не механического переписывания.
Завершать упражнение обязательно нужно работой над ошибками.
Упражнение 4. «Лабиринт»: развиваем зрительно-моторную координацию
Это упражнение многим знакомо, но мало кто осознает его логопедическую ценность.
Как выполнять:
- ребенок проходит пальцем или ручкой запутанный маршрут от начала до конца;
- можно усложнять лабиринт, добавлять «ловушки» и развилки.
Эффект упражнения:
- развитие крупной моторики;
- тренировка зрительно-моторной координации;
- улучшение навыков слежения глазами — важного для письма навыка.
«Лабиринт» подходит для профилактики нарушений письма и используется как подготовительное упражнение перед письменными заданиями.
Упражнение 5. «Найди пропущенную букву»: укрепляем внимательность
Это упражнение отлично помогает детям, которые часто пропускают буквы или меняют их местами.
Как выполнять:
- Берем текст-образец, в котором все написано правильно.
- Создаем копию текста, из которой удалены некоторые буквы.
- Ребенок заполняет пропуски, ориентируясь на образец.
Пример:
На лгу рстт красве цвты.
Дт рдюс всн и олц*.
Подсказка:
На лугу растут красивые цветы. Дети радуются весне и солнцу.
Эффект упражнения:
- снижение количества пропусков букв;
- формирование зрительно-орфографического анализа;
- развитие внимательности и точности.
Итоги: почему эти упражнения работают
Все приведенные упражнения направлены на развитие базовых механизмов письма:
- фонематического слуха;
- зрительного анализа;
- грамматического строя речи;
- моторного планирования;
- внимания и самоконтроля.
Они подходят для коррекции разных форм дисграфии и могут легко адаптироваться под конкретного ребенка.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Ребенок разговаривает во сне: что делать?
Рассказываем, почему ребенок разговаривает во сне и что делать родителям. Подробности читайте в статье.
Анализ материалов архива А. Р. Лурии: к вопросу об исследовании семантической афазии
Научное наследие Александра Романовича Лурии (1902—1977), основателя отечественной нейропсихологии, до сих пор далеко не полностью известно научному сообществу и нуждается в изучении. Огромную ценность в этой связи представляют материалы научного архива ученого. В настоящее время завершена оцифровка...
Сензитивные периоды развития ребенка
Статья о сензитивных периодах развития ребенка.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
