Логотип

Формируем навыки грамотного письма: эффективные упражнения для школьников

Письмо — сложный навык, требующий точной слухо-речевой работы, развитого фонематического восприятия и устойчивого зрительного анализа. Логопедам важно иметь инструменты, которые помогают ребенку осваивать письменную речь не механически, а осознанно. В этой статье собраны упражнения, которые доказали эффективность в коррекции акустической и оптической дисграфии и подходят для работы с младшими школьниками.

Упражнение 1. «Пишем вслух»: учим слышать слабые позиции

Это одно из самых результативных упражнений для повышения грамотности. Его суть — проговаривание вслух каждого написанного слова с акцентом на слабые позиции звука.

Как выполнять:

  • ребенок пишет слово и тут же проговаривает его вслух;
  • выделяет слабые доли: кОрова дает мОлОко;
  • произносит четко, без спешки, с обязательным проговариванием окончания.

Почему это работает:
Дети с дисграфией часто не слышат окончание слова и записывают лишь первые слоги, заменяя последние «палочками». Проговаривание помогает удерживать структуру слова целиком и развивает фонематическое восприятие.

Для чего подходит:

  • коррекция акустической дисграфии;
  • развитие фонематического слуха;
  • формирование осознанного письма.

Это упражнение — базовое в коррекционной работе над письмом и должно входить в ежедневную практику.


Упражнение 2. «Корректор»: тренируем зрительное распознавание букв

Это упражнение направлено на развитие зрительного анализа и профилактику оптических ошибок.

Как выполнять:

  1. Выбираем скучный текст или незнакомую книгу (чтобы ребенок не «читал», а искал).
  2. На первом этапе — ищем и зачеркиваем одну знакомую букву (обычно гласную).
  3. Затем увеличиваем сложность: берем похожие по написанию буквы, например «л» и «м».
  4. Усложняем задание по мере роста навыка.

Что дает упражнение:

  • развивает зрительную память;
  • тренирует способность дифференцировать близкие по форме буквы;
  • снижает проявления оптической дисграфии.

Чтобы определить слабые стороны ребенка, логопед может провести контрольный диктант и отметить типовые ошибки — это поможет выбрать, какие буквы включить в упражнение.


Упражнение 3. «Найди и объясни»: учим осознанно использовать знаки препинания

Это упражнение развивает грамматический строй речи и формирует понимание синтаксических связей.

Как выполнять:

  1. Берем несколько диктантов, написанных ребенком.
  2. Ребенок объясняет каждую запятую в предложении.
  3. Если знаний не хватает — мягко подводим к правилу вопросами.
  4. Из одного текста разбираем не более 5–6 предложений, чтобы не перегружать.

Почему это важно:

  • ребенок начинает понимать логику построения фразы;
  • активизируются правила грамматики;
  • снижается количество синтаксических и пунктуационных ошибок;
  • укрепляется навык осознанного письма, а не механического переписывания.

Завершать упражнение обязательно нужно работой над ошибками.


Упражнение 4. «Лабиринт»: развиваем зрительно-моторную координацию

Это упражнение многим знакомо, но мало кто осознает его логопедическую ценность.

Как выполнять:

  • ребенок проходит пальцем или ручкой запутанный маршрут от начала до конца;
  • можно усложнять лабиринт, добавлять «ловушки» и развилки.

Эффект упражнения:

  • развитие крупной моторики;
  • тренировка зрительно-моторной координации;
  • улучшение навыков слежения глазами — важного для письма навыка.

«Лабиринт» подходит для профилактики нарушений письма и используется как подготовительное упражнение перед письменными заданиями.


Упражнение 5. «Найди пропущенную букву»: укрепляем внимательность

Это упражнение отлично помогает детям, которые часто пропускают буквы или меняют их местами.

Как выполнять:

  1. Берем текст-образец, в котором все написано правильно.
  2. Создаем копию текста, из которой удалены некоторые буквы.
  3. Ребенок заполняет пропуски, ориентируясь на образец.

Пример:

На лгу рстт красве цвты.
Дт рдюс всн и олц*.

Подсказка:
На лугу растут красивые цветы. Дети радуются весне и солнцу.

Эффект упражнения:

  • снижение количества пропусков букв;
  • формирование зрительно-орфографического анализа;
  • развитие внимательности и точности.


Итоги: почему эти упражнения работают

Все приведенные упражнения направлены на развитие базовых механизмов письма:

  • фонематического слуха;
  • зрительного анализа;
  • грамматического строя речи;
  • моторного планирования;
  • внимания и самоконтроля.

Они подходят для коррекции разных форм дисграфии и могут легко адаптироваться под конкретного ребенка.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 26 ноября 2025 г.

Файлы для скачивания

  • Проверка навыков письма
    0.11 MB
  • Таблица анализа спецефических ошибок письма
    0.04 MB
  • Ошибки на письме
    0.04 MB
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться