Логотип

В помощь начинающему логопеду

Ольга Сахаровская, логопед-практик, специалист по фасциальному массажу

Первая консультация у логопеда

Какие вопросы логопед может задать родителям? Что обследует логопед?

Изображение к статье: В помощь начинающему логопеду

Примерная структура обследования ребенка от 2 до 11 лет:

  1. Логопедическое заключение;
  2. анкетные данные;
  3. Ф.И.О. ребёнка;
  4. дата рождения;
  5. возраст;
  6. домашний адрес;
  7. домашний телефон;
  8. образовательное учреждение (детский сад/школа);
  9. программа обучения, по какой программе ребёнок обучается;
  10. дублировал программу или нет, какого класса (для школьника).

Сведения о родителях: 

  1. мать (Ф.И.О., обязательно возраст на момент родов);
  2. отец (Ф.И.О., возраст, наследственность);
  3. национальный язык;
  4. двуязычие.

Общий анамнез:

  1. неблагоприятные факторы развития;
  2. как протекала беременность, роды;
  3. наследственность (есть ли какие наследственные заболевания);

Перенесённые заболевания:

  1. до года;
  2. после года;
  3. ушибы, травмы головы;
  4. судороги, есть ли судороги при высокой температуре.

Раннее развитие: 

  1. голову держит с…. (норма с 1,5 мес);
  2. сидит с….. (в норме с 6 мес.);
  3. ползает с ….. (в норме с 6-7 мес.);
  4. стоит с …..( в норме с 10-11 мес.);
  5. ходит с …..(в норме с 11-12мес.);
  6. узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3мес.);
  7. первые зубы появились с…(в норме в 6-8 мес.);
  8. количество зубов к году ….( в норме 8 зубов).

Речевой анамнез:

Занимались ли с логопедом:

  1. на протяжении какого времени;
  2. результаты занятий с логопедом;

Обследование артикуляционного аппарата:

  1. губы;
  2. зубы;
  3. прикус;
  4. челюсти;
  5. небо;
  6. язык;
  7. уздечка;
  8. увулюс.

Обследование подвижности:

  1. губы;
  2. язык.

Обследование мелкой моторики:

  1. На переключаемость
  2. На удержание

Проверка состояния слуха

При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи.

Определяются границы восприятия шепотной речи:

Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.

Обследование произношения звуков:

  1. гласные звуки;
  2. согласные звуки;
  3. свистящие, шипящие, аффрикаты;
  4. сонорные;
  5. звонкие и глухие;
  6. фрикативные.

Обследование слоговой структуры слова: 

  1. слова многосложные;
  2. со стечением согласных;
  3. содержать сходные звуки.

Обследование фонематического восприятия:

  1. цепочка слогов;
  2. цепочка слов;
  3. дифференциация оппозиционных фонем.

Обследование словарного запаса: 

  1. предметный словарь;
  2. глагольный словарь;
  3. подбор синонимов;
  4. подбор антонимов;
  5. подбор родственных однокоренных слов.

Обследование грамматического строя речи:

  1. состояние предложений или небольших рассказов;
  2. использование предлогов;
  3. употребление существительных в разных падежах;
  4. употребление падежей в зависимости от числительных;
  5. образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот;
  6. образование формы родительного падежа множественного числа;
  7. употребление числа при согласовании с существительным;
  8. образование уменьшительной формы существительного;
  9. использование суффиксов;
  10. образование прилагательных от существительных;
  11. употребление приставок в глаголах.

Исследование звукового состава слова (с 5-ти лет):

  1. выделение гласного в начале слова и под ударением;
  2. выделение гласных в односложных словах;
  3. выделение гласного в конце слова;
  4. выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова;
  5. самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук;
  6. определение места звука в слове;
  7. определение в слове слогов;
  8. определение количества и последовательности звуков, букв;
  9. определение гласных букв и согласных;
  10. обозначение согласных букв звуком: звонкий или глухой, мягкий или твердый.

Обследование письма (с 7-ми лет):

  1. списать слова и предложения с рукописного текста;
  2. списать слова и предложения с печатного текста;
  3. записать под диктовку строчные и прописные буквы;
  4. диктант слогов;
  5. диктант слов разной структуры;
  6. предложения после однократного прослушивания;
  7. слуховой диктант.

Обследование чтения (с 7-ми лет): 

  1. подобрать гласные, согласные буквы;
  2. чтение слогов;
  3. чтение слов;
  4. чтение фраз;
  5. чтение специально подобранных текстов.

Важно вовремя определить наличие/отсутствие речевых нарушений и принять все меры по их преодолению.

Полноценную диагностику вашего ребенка и консультацию с определением дальнейшего маршрута действий возможно получить только на очной встрече со специалистом.

Никакие интернет переписки, чаты на форумах, в сообществах не могут дать полной информации о проблеме и квалифицированной помощи вам и вашему ребенку.

Изображение к статье: В помощь начинающему логопеду

Логопедическое заключение

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

  • Ф.И.О. ребёнка
  • Дата рождения, возраст
  • Домашний адрес
  • Домашний телефон
  • Образовательное учреждение (детский сад/школа). Программа обучения, по какой программе ребёнок обучается
  • Дублировал программу или нет, какого класса (для школьника)
  • Сведения о родителях: мать (Ф.И.О., обязательно возраст на момент родов) отец (Ф.И.О., возраст, наследственность)
  • национальный язык
  • двуязычие

Общий анамнез.

  • неблагоприятные факторы развития
  • как протекала беременность, роды
  • наследственность (есть ли какие наследственные заболевания)
  • перенесённые заболевания:
  • до года
  • после года
  • ушибы, травмы головы
  • судороги, есть ли судороги при высокой температуре
  • голову держит с…. (норма с 1,5 мес)
  • сидит с….. (в норме с 6 мес.)
  • ползает с ….. (в норме с 6-7 мес.)
  • стоит с …..( в норме с 10-11 мес.)
  • ходит с …..(в норме с 11-12мес.)
  • узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3мес.)
  • первые зубы появились с…(в норме в 6-8 мес.)
  • количество зубов к году ….( в норме 8 зубов)
  • Губы
  • Зубы
  • Прикус
  • Челюсти
  • Небо
  • Язык
  • Уздечка
  • Увулюс.
  • Губы
  • Язык.
  • На переключаемость
  • На удержание.
  • При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи.
  • Определяются границы восприятия шепотной речи: Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.
  • Гласные звуки
  • Согласные звуки
  • Свистящие, шипящие, аффрикаты
  • Сонорные
  • Звонкие и глухие
  • Фрикативные
  • Слова многосложные
  • Со стечением согласных
  • Содержать сходные звуки
  • Цепочка слогов
  • Цепочка слов
  • Дифференциация оппозиционных фонем.
  • Предметный словарь
  • Глагольный словарь
  • Подбор синонимов
  • Подбор антонимов
  • Подбор родственных однокоренных слов.
  • Состояние предложений или небольших рассказов
  • Использование предлогов
  • Употребление существительных в разных падежах
  • Употребление падежей в зависимости от числительных
  • Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот
  • Образование формы родительного падежа множественного числа
  • Употребление числа при согласовании с существительным
  • Образование уменьшительной формы существительного
  • Использование суффиксов
  • Образование прилагательных от существительных
  • Употребление приставок в глаголах.
  • Выделение гласного в начале слова и под ударением
  • Выделение гласных в односложных словах
  • Выделение гласного в конце слова
  • Выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова
  • Самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук
  • Определение места звука в слове
  • Определение в слове слогов
  • Определение количества и последовательности звуков, букв
  • Определение гласных букв и согласных
  • Обозначение согласных букв звуком: Звонкий или глухой, мягкий или твердый
  • Списать слова и предложения с рукописного текста
  • Списать слова и предложения с печатного текста
  • Записать под диктовку строчные и прописные буквы
  • Диктант слогов
  • Диктант слов разной структуры
  • Предложения после однократного прослушивания
  • Слуховой диктант.
  • Подобрать гласные, согласные буквы
  • Чтение слогов
  • Чтение слов
  • Чтение фраз
  • Чтение специально подобранных текстов.

Важно вовремя определить наличие/отсутствие речевых нарушений и принять все меры по их преодолению. Полноценную диагностику вашего ребенка и консультацию с определением дальнейшего маршрута действий возможно получить только на очной встрече со специалистом. Никакие интернет переписки, чаты на форумах, в сообществах не могут дать полной информации о проблеме и квалифицированной помощи вам и вашему ребенку.

Ольга Сахаровская, логопед-практик, специалист по фасциальному массажу.

Изображение к статье: В помощь начинающему логопеду

Логопедическое заключение.docx

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.

Файлы для скачивания

  • Логопедическое заключение
    0.01 MB