Узнайте, как прикус влияет на постановку звуков у детей
Содержание статьи
Правильное звукопроизношение зависит не только от работы логопеда, но и от состояния зубочелюстной системы. Нарушения прикуса могут значительно осложнять постановку звуков и увеличивать сроки коррекционной работы. Поэтому так важно учитывать стоматологический фактор при диагностике и коррекции речи у детей.
Как неправильный прикус влияет на речь
Любые аномалии прикуса меняют положение языка и воздушной струи, а значит — и качество звуков. Чаще всего логопеды сталкиваются со следующими вариантами:
- Передний открытый прикус (зубы не смыкаются спереди).
Возникает межзубное произношение, когда язык просовывается между зубами. Даже при нормализации прикуса исправить это нарушение сложно, так как оно часто связано с патологиями ЛОР-органов и нервной системы. Причины: наследственность, сосание пальца или соски после года, аденоиды. - Боковой открытый прикус (зубы не смыкаются сбоку).
Звуки [С], [З], [Ш], [Ж], [Ч] приобретают хлюпающий оттенок. - Глубокий или дистальный прикус (верхняя челюсть перекрывает нижнюю).
Затруднено произношение свистящих и шипящих ([С], [З], [Ш] и др.), а также [Р]. Ситуацию осложняет высокое узкое небо. - Мезиальный прикус (нижняя челюсть выдвинута вперед).
Трудности со звуками [С], [З], [Ц], [Ш], возможен межзубный сигматизм.
Отсутствие зубов и речь
- Нет верхних передних зубов.
Может усиливаться межзубное произношение. Если ранее звукопроизношение было нормальным и нет неврологических или ЛОР-проблем, звуки восстановятся с ростом новых зубов. - Нет нижних передних зубов.
Нарушается произношение свистящих и шипящих ([С], [З], [Ш], [Ж]). Как правило, это временное явление до смены зубов. - Диастемы (щели между зубами).
Свистящие и шипящие звучат нечетко, с «присвистом».
Почему важна комплексная коррекция
Логопед может поставить звуки даже при неправильном прикусе, но только если нет сопутствующих нарушений — в дыхании, глотании, мышечном тонусе, фонематическом слухе. В остальных случаях без ортодонтического вмешательства результат будет нестойким.
Поэтому постановка звуков у детей должна идти параллельно с лечением у ортодонта. Такой комплексный подход помогает достичь стабильного результата и избежать рецидивов.
✅ Вывод для практиков: логопедическая работа с межзубным и искаженным произношением всегда должна учитывать состояние зубочелюстной системы. Вовремя начатое ортодонтическое лечение сокращает сроки коррекции речи и делает результат более устойчивым.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Теги статьи
Связанные статьи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Используйте картотеку для постановки и автоматизации звуков
Картотека по постановке и автоматизации звуков помогает логопедам и родителям разнообразить занятия, поддерживать интерес ребенка и ускорять развитие правильной речи.
Как научить ребенка выговаривать шипящие звуки
Узнайте, как научить ребенка выговаривать шипящие звуки. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
-11.png&w=3840&q=75)