Логотип

Узнайте, как прикус влияет на постановку звуков у детей

Правильное звукопроизношение зависит не только от работы логопеда, но и от состояния зубочелюстной системы. Нарушения прикуса могут значительно осложнять постановку звуков и увеличивать сроки коррекционной работы. Поэтому так важно учитывать стоматологический фактор при диагностике и коррекции речи у детей.

Как неправильный прикус влияет на речь

Любые аномалии прикуса меняют положение языка и воздушной струи, а значит — и качество звуков. Чаще всего логопеды сталкиваются со следующими вариантами:

  • Передний открытый прикус (зубы не смыкаются спереди).
    Возникает межзубное произношение, когда язык просовывается между зубами. Даже при нормализации прикуса исправить это нарушение сложно, так как оно часто связано с патологиями ЛОР-органов и нервной системы. Причины: наследственность, сосание пальца или соски после года, аденоиды.
  • Боковой открытый прикус (зубы не смыкаются сбоку).
    Звуки [С], [З], [Ш], [Ж], [Ч] приобретают хлюпающий оттенок.
  • Глубокий или дистальный прикус (верхняя челюсть перекрывает нижнюю).
    Затруднено произношение свистящих и шипящих ([С], [З], [Ш] и др.), а также [Р]. Ситуацию осложняет высокое узкое небо.
  • Мезиальный прикус (нижняя челюсть выдвинута вперед).
    Трудности со звуками [С], [З], [Ц], [Ш], возможен межзубный сигматизм.


Отсутствие зубов и речь

  • Нет верхних передних зубов.
    Может усиливаться межзубное произношение. Если ранее звукопроизношение было нормальным и нет неврологических или ЛОР-проблем, звуки восстановятся с ростом новых зубов.
  • Нет нижних передних зубов.
    Нарушается произношение свистящих и шипящих ([С], [З], [Ш], [Ж]). Как правило, это временное явление до смены зубов.
  • Диастемы (щели между зубами).
    Свистящие и шипящие звучат нечетко, с «присвистом».


Почему важна комплексная коррекция

Логопед может поставить звуки даже при неправильном прикусе, но только если нет сопутствующих нарушений — в дыхании, глотании, мышечном тонусе, фонематическом слухе. В остальных случаях без ортодонтического вмешательства результат будет нестойким.

Поэтому постановка звуков у детей должна идти параллельно с лечением у ортодонта. Такой комплексный подход помогает достичь стабильного результата и избежать рецидивов.


✅ Вывод для практиков: логопедическая работа с межзубным и искаженным произношением всегда должна учитывать состояние зубочелюстной системы. Вовремя начатое ортодонтическое лечение сокращает сроки коррекции речи и делает результат более устойчивым.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 2 октября 2025 г.
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться