Логотип

Как поставить звук [Р]: 5 проверенных способов для логопеда

Постановка звука [Р] — одна из самых сложных задач в логопедии. Начинающие специалисты часто сталкиваются с тем, что привычные приемы не работают: ребенок не может вызвать вибрацию языка, упражнения не дают результата.

В этой статье собраны 5 способов постановки звука [Р], которые апробированы на практике и успешно применяются логопедами в работе с детьми.

1 способ: вызов вибрации с помощью приема «Грибок»

Ребенок кладет голову на колени логопеда, присасывает язык к небу («Грибок»). Логопед (в стерильных перчатках) прижимает боковые края языка к небу (не кончик), а ребенок с силой дует. Если подготовительный этап проведен правильно, появляется вибрация.


2 способ: опора на звуки [Ж] и [Д]

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук, напоминающий что-то среднее между [З] и [Ж]. Другой вариант — многократное проговаривание звука [Д] с языком на альвеолах. При этом язык должен двигаться вперед-назад.


3 способ: постановка с помощью пустышки или шпателя

На палец или шпатель надевают пустышку. Ребенок ставит язык за верхние зубы к альвеолам. Логопед совершает колебательные движения, вызывая рокочущий звук. Постепенно ребенок учится вызывать вибрацию самостоятельно, без помощи руки.


4 способ: вибрация при сильной струе воздуха

Ребенок присасывает язык к небу, затем с силой подает струю воздуха. В момент отрыва языка возникает короткая вибрация. При необходимости логопед помогает механически, прижимая края языка к небу.

Важно:

  • следить, чтобы вибрировал именно кончик языка,
  • воздух должен идти вдоль языка, а не в нос,
  • тренировать звукосочетания «тр-тр» с постепенным переходом к раскатистому [Р].

5 способ: постановка от звука [З]

Хотя звуки [З] и [Р] различны по артикуляции, иногда этот метод эффективен. Ребенок произносит очень краткий [З], сильно выдыхая воздух. Вначале получается одноударный [Р], который со временем переходит в раскатистый. Особенно эффективно при горловом варианте звука.


Рекомендации логопеда

  • Не торопитесь: у одного ребенка правильный [Р] получится с первого раза, другому потребуется несколько месяцев.
  • Занятия должны быть регулярными — каждый день и несколько раз в день.
  • Начав постановку звука одним способом, не спешите отказываться от него — важны терпение и последовательность.

Вывод

Автоматизация звука [Р] — трудоемкий, но результативный процесс, если использовать проверенные методики. Эти 5 способов помогают логопедам находить индивидуальный подход к каждому ребенку, превращая постановку звука в увлекательное и успешное занятие.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 4 сентября 2025 г.
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться