Первым этом автоматизации звука Щ является отработка изолированного звучания. Ребенок должен четко произносить автоматизируемый звук с использованием правильной артикуляционной позы. К примеру, для отработки изолированного звучания можно показывать малышу картинку с изображением дворника, спрашивая; «Как метет дворник?» и ребенок отвечает: «щ-щ-щ-щ».
Артикуляция Щ проводится следующим образом:
После того, как ребенок научился произносить звук Щ изолированно, можно переходить к автоматизации в слогах.
Автоматизация Щ в прямых слогах:
ЩА – ЩА – ЩА ЩА – ЩО – ЩУ
ЩО – ЩО – ЩО ЩИ – ЩЕ – ЩА
ЩУ – ЩУ – ЩУ ЩО – ЩЕ – ЩИ
ЩИ – ЩИ – ЩИ ЩУ – ЩО – ЩЕ
ЩЕ – ЩЕ – ЩЕ ЩЕ – ЩА – ЩО
В обратных слогах:
АЩ – АЩ – АЩ АЩ – ОЩ – УЩ
ОЩ – ОЩ – ОЩ ЫЩ – ИЩ – ЕЩ
УЩ – УЩ – УЩ ЁЩ – ЮЩ – ЯЩ
ИЩ – ИЩ – ИЩ УЩ – АЩ – ОЩ
ЕЩ – ЕЩ – ЕЩ ИЩ – ЯЩ – УЩ
В интервокальной позиции:
АЩА – АЩО – АЩУ – АЩИ
ОЩА – ОЩО – ОЩУ – ОЩИ
УЩА – УЩО – УЩУ – УЩИ
ИЩА – ИЩО – ИЩУ – ИЩ
После отработки произношения [Щ] в слогах, нужно переходить на слова. Произносить их нужно четко, выделяя автоматизируемый звук.
Со стечением согласных: помощник, хищник, изящный.
Словосочетания не должны содержать звуки, которые ребенок еще не освоил. Для примера приведем несколько словосочетаний, в которых отсутствует сложная в произношении [Р]:
В следующих предложениях звук Щ необходимо проговаривать четко. Сначала это делает взрослый, затем ребенок должен повторить:
Следующий текст подходит, если ребенок уже освоил произношение буквы Р.
Текст «Щеглята»:
«Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпустили Витю. Ещё летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются».
Стихи следует выбирать в соответствии с уровнем развития ребенка. Для примера приведем несколько стихотворений, где содержится звук Щ:
«Тощий Тимка всех тощее,
Тоще тощего Кащея!
Он не ест у нас ни щей,
Ни борщей, ни овощей –
Вот и тощий, как Кащей!».
«Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой».
«— Нина, Нина! Щука, щука!
—Наше счастье! Ну, тащи!
Вот так счастье, вот так щука!
— Нету щуки… Не ищи».
«На скамейку я встаю, еле ящик достаю.
Открываю ящик, голубой, блестящий.
Посыпались из ящика письма настоящие.
Хвощи не кладут ни в щи, ни в борщи,
Для щей и борщей хвощи не ищи!».
«Щенок такой тщедушный был.
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пёс – настоящий!».
Автоматизация звука Щ при помощи игр и упражнений сохранит интерес ребенка к занятиям, поэтому он намного лучше будет усваивать материал.
Игра «В ладоши хлопай»:
Ты в ладоши громко хлопай,
Если Щ услышать сможешь!
Щавель, щетка, стул, щегол,
Щепка, щебень, кот и стол,
Сахар, рыба, суп и лещ,
Чемодан, щипцы и печь.
«Доскажи слово»:
Доскажи Ща.
Березовая ро... (ща).
Вкусная пи... (ща).
В кастрюле осталась одна гу... (ща).
Мамина мама для папы - те... (ща).
Следующая игра интересна тем, что в ней используются картинки с изображением одушевленных или неодушевленных предметов, в которых есть [Щ]. Необходимо вырезать импровизированные лепестки ромашки, на которые будут приклеены картинки, в которых отсутствует или присутствует звук Щ. Задача ребенка – приклеить к ромашке только те лепестки, в названии картинок которых есть Щ.
Автоматизация звука Щ позволит ребенку четко и не задумываясь произносить его в своей повседневной речи. Занятия важно проводить в игровой форме, чтобы у него сохранялся интерес. Упражнения нужно повторять дома, а не только на занятиях с логопедом. При выборе речевого материала нужно учитывать, какие звуки ребенок еще не освоил.
Автор
Узнайте про восстановление речи после инсульта. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Узнайте, как научить ребенка выговаривать шипящие звуки. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Процесс автоматизации звуков длительный и трудоёмкий. Суть приёма заключается в том, что ребёнок, произнося слова, словосочетания, предложения с автоматизируемым звуком, рисует поэтапно схематичные изображения по показу логопеда
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!