Применяйте дифференцированный логопедический массаж для коррекции речевых нарушений
Содержание статьи
Что такое дифференцированный логопедический массаж
Дифференцированный логопедический массаж — компонент комплексной медико-психолого-педагогической помощи при различных речевых расстройствах. Его применяют у детей с дизартрией, ринолалией, заиканием, дисфониями и иными нарушениями, когда выявляются изменения тонуса артикуляционных мышц. Воздействуя на периферический речевой аппарат (язык, губы, щеки, мягкое небо) и вовлеченные зоны головы и шеи, массаж опосредованно улучшает произносительную сторону речи и качество речедвигательной координации.
Задачи логопедического массажа
- Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата.
- Активизация недостаточно работающих групп мышц.
- Усиление проприоцептивной чувствительности и сенсомоторной афферентации.
- Подготовка условий для формирования координированных движений органов артикуляции.
- Снижение гиперсаливации и укрепление глоточного рефлекса.
Массаж улучшает эластичность и сократительную способность мышц, повышает их работоспособность и способствует точности артикуляции.
Когда и как применять массаж
Массаж проводят по назначению врача при наличии неврологической симптоматики. Даже с медицинским заключением логопед оценивает состояние артикуляционного аппарата самостоятельно, поскольку у одного ребенка могут сочетаться участки спастичности и гипотонии. В зависимости от этого подбираются расслабляющие или стимулирующие приемы.
Противопоказания и меры осторожности
Инфекционные заболевания, герпес, кожные воспаления, стоматит, конъюнктивит — прямые противопоказания.
С осторожностью массаж применяют при эписиндроме, треморе подбородка, выраженном плаче.
Во время процедуры ребенок не должен испытывать боли. При гиперчувствительности зон массаж выполняют мягко и кратко.
Организация сеанса
Массаж проводят в теплом, проветренном помещении.
Руки логопеда — чистые и теплые, ногти короткие, без украшений.
У ребенка очищены кожа и рот.
Рекомендуются курсы по 10–20 сеансов ежедневно или через день. Перерывы — 1–2 месяца.
Длительность процедуры:
- первые сеансы — 1–6 минут;
- последующие — до 20 минут;
- ранний возраст — до 10 минут, младший дошкольный — до 15, старший — до 25 минут.
Положение ребенка и настрой
Начинают с удобного положения сидя или полусидя (на коленях у взрослого, в кресле, коляске).
Если ребенок боится, первые сеансы короткие, включают только поглаживания или массаж кистей.
Допускаются отвлекающие приемы — песенка, сказка.
При работе с лицевой мускулатурой логопед располагается у головы ребенка, при массаже языка — справа.
Основные принципы и приемы
Суть логопедического массажа — дозированное механическое воздействие:
поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, поколачивание, вибрация.
Медленные легкие движения расслабляют, быстрые и энергичные — активизируют мышцы.
Разные приемы позволяют понизить тонус при спастичности и повысить при гипотонии, формируя оптимальные условия для координированных движений артикуляционного аппарата.
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры
Применяется при спастичности.
Сначала расслабляют мышцы шеи и плечевого пояса — легкие круговые движения головой, покачивания. Это способствует снижению тонуса языка.
Лицевая мускулатура:
Поглаживания от середины лба к вискам, вокруг глаз, по щекам и подбородку, от ушей к крыльям носа, легкие пощипывания нижней челюсти.
Губная мускулатура:
Поглаживания от углов рта к центру, сверху вниз и снизу вверх, по носогубным складкам, точечные вращательные движения и легкое постукивание.
При асимметрии увеличивают число движений на пораженной стороне.
Стимулирующий массаж при гипотонии
Используется для укрепления мышечного тонуса. Движения направлены от центра к периферии, выполняются с постепенным увеличением силы (без боли).
Лицевая мускулатура:
Поглаживания лба, бровей, век, щек, разминание скуловых и щечных мышц, перетирание щек, пощипывания.
Губная мускулатура:
Поглаживания от центра к углам, пощипывания, покалывания.
Вибрация:
Ручная или прибором — мелкие ритмичные движения 2–4 минуты. Усиливает упругость и кровоснабжение тканей. Противопоказана при судорожных реакциях.
Зоны воздействия
Массаж проводят в области головы, шеи и верхнего плечевого пояса.
Главное внимание — периферическому речевому аппарату: губам, языку, щекам, мягкому небу. Эти мышцы обеспечивают артикуляцию и дыхательную координацию, поэтому работа с ними критически важна при дизартрии и ринолалии.
Практические советы
- Комбинируйте расслабляющие и стимулирующие приемы при смешанном тонусе.
- Контролируйте дыхание: при возбуждении переходите на плавные поглаживания.
- Сочетайте массаж с артикуляционной гимнастикой — это усиливает эффект.
- Ведите журнал процедур (дата, зоны, реакция, длительность).
Итог
Дифференцированный логопедический массаж — эффективная методика, помогающая восстановить тонус артикуляционной мускулатуры, улучшить звукопроизношение и речь в целом.
Ключевые условия успеха — индивидуальный подход, регулярность и сочетание с другими логопедическими приемами.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Восстановление речи после инсульта
Узнайте про восстановление речи после инсульта. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.