Пополняйте словарный запас ребенка 6–7 лет: простые методы и игры
Содержание статьи
Развитие речи — ключ к успешному обучению в школе. В возрасте 6–7 лет ребенок стоит на пороге нового этапа: впереди первый класс, новые знания и большие нагрузки. Но часто родители упускают важную деталь — богатый словарный запас. Он напрямую влияет на связность речи, понимание прочитанного и успешность освоения школьной программы.
Если словарь ограничен, ребенок затрудняется выразить свои мысли, подбирает слова медленно, использует слова-паразиты. Поэтому важно знать, как обогащать речь в этом возрасте и какие упражнения помогают быстрее расширить активный словарь.
Норма словарного запаса у детей 6–7 лет
К старшему дошкольному возрасту активный словарный запас должен составлять примерно 3500–7000 слов. Он формируется через общение в семье, с родственниками, сверстниками. Дальнейшее пополнение происходит за счет чтения книг, словесных игр, образовательных занятий, экскурсионных впечатлений.
При поступлении в школу ребенка часто ждут тесты на речевое развитие. И, по статистике, значительная часть дошкольников демонстрирует признаки недоразвития речи. Поэтому задача родителей и педагогов — вовремя помочь ребенку освоить нужный объем слов и научиться правильно их использовать.
Какие слова должен знать ребенок
В возрасте 5–7 лет ребенок не только усваивает новые слова, но и учится понимать их значение, различать группы и категории. К этому времени он должен владеть названиями:
- частей тела;
- оттенков и цветов;
- временных понятий (секунда, минута, месяц, год), дней недели, времен года;
- бытовых предметов;
- природных явлений;
- пространственных ориентиров (лево, право, вверх, вниз);
- профессий и видов спорта;
- транспортных средств;
- числительных (желательно до 100);
- животных, растений, овощей, фруктов.
Если словарный запас недостаточно развит, стоит подключать игры и упражнения, чтобы подготовить речь к школьному обучению.
Используйте словесные игры
Игры помогают детям легче усваивать новые слова, учат их классифицировать и активизируют речь.
Примеры игр:
- «Лови да бросай – цвета называй». Взрослый бросает мяч, называя цвет. Ребенок ловит мяч и отвечает словом-существительным, которое подходит к этому цвету: зеленый – огурец; красный – флаг; синий – море.
- «Съедобное – несъедобное». Если слово обозначает съедобный предмет, ребенок ловит мяч, если нет — отбрасывает.
- «Скажи наоборот». Взрослый называет слово, ребенок подбирает противоположное по значению: день – ночь; сильный – слабый.
- «Кто где живет?». Взрослый называет животное, ребенок отвечает местом его обитания: собака – в будке; дятел – на дереве.
- «Большой – маленький». Нужно образовать уменьшительно-ласкательные формы: рука – ручка; диван – диванчик.
- «Угадай профессию». Взрослый описывает деятельность, ребенок называет профессию: строит дома – строитель.
- «Угадай предмет». По признакам нужно определить объект: кора, листья, сучья – дерево.
- «Подбери слово». Взрослый называет прилагательное, ребенок дополняет подходящим существительным: свежий – хлеб, воздух.
Такие игры занимают 10–15 минут, их можно включать в ежедневные занятия.
Советы родителям
- Общайтесь больше. Используйте разнообразные слова, объясняйте непонятные термины, расширяйте представления ребенка об окружающем мире.
- Читайте вслух. Делайте паузы, интонационно выделяйте текст, обсуждайте содержание.
- Работайте с картинками. Просите ребенка описать изображение, составить рассказ.
- Разучивайте стихи. Начинайте с коротких и простых, чтобы поддерживать интерес.
Регулярные упражнения формируют не только словарный запас, но и доверительные отношения между родителями и ребенком.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте картотеку для постановки и автоматизации звуков
Картотека по постановке и автоматизации звуков помогает логопедам и родителям разнообразить занятия, поддерживать интерес ребенка и ускорять развитие правильной речи.
Использование разнообразных методов и приемов на логопедических занятиях для прочного запоминания словарных слов и коррекции дизорфографии
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.