Логотип

Квазиомонимы

«Квазиомонимы — наглядное средство фонологического анализа для профилактики акустической дисграфии».

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, а она неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Поэтому профилактика нарушений письма должна осуществляться в дошкольном возрасте, особенно у детей с речевой патологией.

В последнее время отмечается увеличение числа детей с акустической формой дисграфии. Акустическая дисграфия в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков в речи. При этой форме дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме, а суть артикуляторно-акустичекой формы состоит в том, что ребенок имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение фиксирует его на письме, иными словами, пишет так как произносит.

Нарушение фонематического слуха ведет к нарушениям фонематического восприятия, отсюда — страдают фонемы близкие по акустическим признакам и в результате ведут к нарушениям письма. На письме чаще всего смешиваются буквы обозначающие:

  • звонкие – глухие -свистящие- шипящие -ротовые соноры;
  • аффрикаты и компоненты входящие в их состав;
  • также проявляется в неправильном обозначении мягкости и твердости согласных на письме.

Данная тема актуальна и для учителей-логопедов дошкольных учреждений при коррекции дефектов звукопроизношения, а также дефектов оглушения-озвончения. Профилактикой дисграфии занимаются все учителя-логопеды. Для получения наиболее лучшего результата я пользуюсь различным занимательным материалом. Это игры и упражнения по развитию слухового внимания на материале не речевых звуков, а также на развитие памяти, формирование основ слуховой дифференциации; развитие чувства ритма, то есть формирование ритмико-интонационной стороны речи.

2. Основной целью коррекционной работы по предупреждению акустической дисграфии является развитие фонематического слуха и восприятия, различение звуков, причем в речевой материал я включаю слова со смешиваемыми звуками. Особое внимание уделяю различению звуков в словах — квазиомонимах.

О квазиомонимах, часто именуемых сейчас «минимальными парами», как о специальном методе фонемного анализа говорят дескриптивисты Г. Глисон, Л.В.Щерба. Л.Р. Зиндер. Дескриптиви́зм —  направление лингвистики. Основоположником дескриптивизма считается Л. Блумфилд. (трансформационная грамматика.) Центральные разделы дескриптивной лингвистики – фонология и морфология. Таким образом, характеризуя развитие взглядов на роль минимальных пар, дескриптивисты рассматривают квазиомонимы как наиболее наглядное или наиболее убедительное средство фонологического анализа.

3. Игры с педагогами.

4. Таким образом, использование квазиомонимов в коррекционной работе с детьми даёт положительные результаты по профилактике акустической дисграфии.

Источник: http://logoportal.ru/statya-14...

Изображение к статье: Квазиомонимы
Изображение к статье: Квазиомонимы
Изображение к статье: Квазиомонимы
Изображение к статье: Квазиомонимы
Изображение к статье: Квазиомонимы
Изображение к статье: Квазиомонимы
Изображение к статье: Квазиомонимы
Изображение к статье: Квазиомонимы
Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.