Поймите основы нейропсихологии в работе с детьми
Содержание статьи
Нейропсихология детского возраста — это направление, которое помогает специалистам (логопедам, дефектологам, педагогам и психологам) глубже понять, как формируются и развиваются высшие психические функции (ВПФ) у ребенка в зависимости от работы мозга. Понимание нейропсихологических закономерностей позволяет выстраивать эффективную коррекционную работу, направленную не только на устранение симптомов, но и на воздействие на первопричины нарушений.
Что изучает детская нейропсихология
В нейропсихологии высшие психические функции — речь, память, внимание, мышление, восприятие — рассматриваются как функциональные системы, то есть совокупность взаимодействующих зон мозга, работающих согласованно для выполнения конкретной задачи.
Такой подход позволяет увидеть, что при нарушении речи или письма у ребенка важно искать не только поверхностные ошибки, но и нейропсихологические механизмы, их вызывающие — например, несформированность зрительно-пространственного восприятия, межполушарного взаимодействия или дефицит регуляторных функций.
Как это связано с логопедией и дефектологией
Нейропсихологический подход помогает специалистам:
- понимать причины речевых нарушений — будь то дисграфия, дизартрия, алалия или заикание;
- выстраивать индивидуальный маршрут коррекционной работы, ориентированный не только на речь, но и на когнитивное развитие в целом;
- подбирать упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации и слухового восприятия;
- оценивать эффективность логопедических и нейропсихологических программ.
Почему важно учитывать нейропсихологию в диагностике
При анализе состояния речи или письма специалист должен смотреть шире:
- не просто фиксировать ошибки,
- а выявлять дефициты в работе высших психических функций, лежащие в основе этих ошибок.
Такой комплексный подход делает коррекцию более адресной, повышает результативность занятий и позволяет ребенку развивать речь, мышление и внимание в системе.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Документы к ПМПК
Психолого-медико-педагогический консилиум можно считать средством ранней профилактики, коррекции и наблюдения за учащимися с ОВЗ.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
-11.png&w=3840&q=75)