Логотип

Используйте игру «Смурфики», чтобы дифференцировать звуки С и Ш

Развитие фонематического слуха и правильного произношения звуков — важнейшая задача дошкольного возраста. У многих детей именно смешение свистящих и шипящих становится одной из главных трудностей речи. Чтобы исправить ситуацию, логопеды активно используют игровые методы. Один из интересных и эффективных вариантов — дифференциация звуков С и Ш с помощью сюжета про смурфиков.

Цель и задачи игры

Игра помогает:

  • научить различать звуки С и Ш в изолированном виде, слогах, словах и предложениях;
  • закрепить навыки словоизменения (образование множественного числа, притяжательных прилагательных);
  • отработать употребление предложно-падежных конструкций;
  • развивать внимание, память и моторику через игровые задания.


Сюжетная линия

Главные герои — Соня и Шутник. Соня любит спать, а Шутник постоянно шутит. На их примере дети учатся различать, какой звук слышится в словах — С или Ш.

Сюжет объединяет все задания: Соня и Шутник попадают в разные ситуации, где ребенку нужно помочь им, правильно произнося нужный звук.


Примеры заданий

  • «Насос или змейка»: если появляется насос — произноси Ссс, если змейка — Шшш.
  • «Зашифрованное послание»: стрелка указывает вверх — произносим Ш, вниз — С.
  • «Помоги самолету»: самолет летит вверх — Ш, вниз — С.
  • «Цветы для Смурфетты»: синий цветок — звук СЫ, желтый цветок — ШИ.
  • «Уборка в квартире»: картинки с предметами делим между героями: если в слове есть звук С — для Сони, если Ш — для Шутника.
  • «Соня кушал / Шутник играл»: составление предложений по схеме.
  • «Чей хвост? Чьи уши?»: дорисовывание животных и определение, какой звук есть в слове.
  • «Один — много»: ребенок учится образовывать формы единственного и множественного числа.
  • «Определи местоположение»: назови, где находится предмет (слева, справа, над, под).


Лингвистический материал

Презентация содержит набор слов и иллюстраций для дифференциации звуков:

  • Шары, шишка, пушка, мишка, шляпа;
  • Сыр, сок, сапоги, сабля, сундук;
  • Соня кушал суп, сыр, ананас…;
  • Шутник думал о сове, сапогах, самолете…

Такой подбор слов помогает ребенку отрабатывать звуки С и Ш в разных позициях и грамматических формах.


Практическая ценность

Материал рассчитан на детей старше 5,5 лет. Его можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Презентации хватает на 2–3 полноценных урока, особенно если сочетать задания с другими играми и упражнениями.

Дифференциация звуков через игровые сюжеты делает логопедические занятия увлекательными и эффективными: дети лучше запоминают материал, а родители могут использовать часть упражнений дома.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 22 сентября 2025 г.

Файлы для скачивания

  • Звуки С-Ш (Смурфики)
    18.68 MB
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться