Используйте игру «Смурфики», чтобы дифференцировать звуки С и Ш
Содержание статьи
Развитие фонематического слуха и правильного произношения звуков — важнейшая задача дошкольного возраста. У многих детей именно смешение свистящих и шипящих становится одной из главных трудностей речи. Чтобы исправить ситуацию, логопеды активно используют игровые методы. Один из интересных и эффективных вариантов — дифференциация звуков С и Ш с помощью сюжета про смурфиков.
Цель и задачи игры
Игра помогает:
- научить различать звуки С и Ш в изолированном виде, слогах, словах и предложениях;
- закрепить навыки словоизменения (образование множественного числа, притяжательных прилагательных);
- отработать употребление предложно-падежных конструкций;
- развивать внимание, память и моторику через игровые задания.
Сюжетная линия
Главные герои — Соня и Шутник. Соня любит спать, а Шутник постоянно шутит. На их примере дети учатся различать, какой звук слышится в словах — С или Ш.
Сюжет объединяет все задания: Соня и Шутник попадают в разные ситуации, где ребенку нужно помочь им, правильно произнося нужный звук.
Примеры заданий
- «Насос или змейка»: если появляется насос — произноси Ссс, если змейка — Шшш.
- «Зашифрованное послание»: стрелка указывает вверх — произносим Ш, вниз — С.
- «Помоги самолету»: самолет летит вверх — Ш, вниз — С.
- «Цветы для Смурфетты»: синий цветок — звук СЫ, желтый цветок — ШИ.
- «Уборка в квартире»: картинки с предметами делим между героями: если в слове есть звук С — для Сони, если Ш — для Шутника.
- «Соня кушал / Шутник играл»: составление предложений по схеме.
- «Чей хвост? Чьи уши?»: дорисовывание животных и определение, какой звук есть в слове.
- «Один — много»: ребенок учится образовывать формы единственного и множественного числа.
- «Определи местоположение»: назови, где находится предмет (слева, справа, над, под).
Лингвистический материал
Презентация содержит набор слов и иллюстраций для дифференциации звуков:
- Шары, шишка, пушка, мишка, шляпа;
- Сыр, сок, сапоги, сабля, сундук;
- Соня кушал суп, сыр, ананас…;
- Шутник думал о сове, сапогах, самолете…
Такой подбор слов помогает ребенку отрабатывать звуки С и Ш в разных позициях и грамматических формах.
Практическая ценность
Материал рассчитан на детей старше 5,5 лет. Его можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Презентации хватает на 2–3 полноценных урока, особенно если сочетать задания с другими играми и упражнениями.
Дифференциация звуков через игровые сюжеты делает логопедические занятия увлекательными и эффективными: дети лучше запоминают материал, а родители могут использовать часть упражнений дома.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Как научить ребенка выговаривать шипящие звуки
Узнайте, как научить ребенка выговаривать шипящие звуки. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Карточки. Понятия и материалы к темам «Один», «Много», «Семья», «Предложение»
Скачайте бесплатно материалы к темам «Один», «Много», «Семья», «Предложение»!
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.