Логотип

Разберем виды расстройств речи и научимся их распознавать

Речь является важнейшим инструментом общения и отражает состояние когнитивных функций человека. Любые нарушения речевой деятельности — это сигнал о сбое в работе центральной нервной системы или психоэмоциональной сферы. Для практикующего логопеда важно понимать, какие бывают расстройства речи, чем они отличаются и как проявляются.

Основные причины расстройств речи

Все нарушения речи можно условно разделить на две группы:

  • Психопатологические расстройства — вызваны нарушениями сознания, мышления, эмоциональной сферы, воли, невротическими проявлениями.
  • Органические нарушения — связаны с поражением нервной системы или структур головного мозга.

Иногда встречаются промежуточные варианты, где обе группы причин переплетаются.


Психопатологические расстройства речи

Среди них встречаются:

  • Афония — утрата звучности голоса при сохранении шепота.
  • Брадифазия — замедленная речь, упрощенный лексикон и грамматический строй.
  • Вербигерация — многократное повторение одних и тех же слов.
  • Вычурная речь — использование неподходящих по смыслу иностранных или необычных слов.
  • Заикание (логоклония) — нарушение плавности речи с повторением звуков и слогов.
  • Зеркальная речь — воспроизведение слов задом наперед.
  • Логорея — чрезмерная многословная и быстрая речь.
  • Тахифазия — ускоренная речь, часто с каламбурами и недосказанными фразами.
  • Мутизм — отказ от речи при сохранности речевого аппарата (может быть избирательным).
  • Эхолалия — повторение чужих слов и фраз.

Также встречаются: монологическая речь без диалога, неологизмы, речевая спутанность («словесный салат»), шизофазия (бессвязные грамматически правильные фразы).


Органические расстройства речи

Эта группа связана с поражением головного мозга и нервной системы.

  • Афазия — утрата способности понимать или воспроизводить речь. Может быть моторной, сенсорной или тотальной.
  • Акатафазия — подмена слов сходными по звучанию, но иными по смыслу.
  • Дизартрия — смазанная, плохо артикулированная речь.
  • Скандированная речь — замедленное, отрывистое произношение слогов, характерное для органических поражений.


Зачем логопеду знать классификацию расстройств речи

Знание видов речевых нарушений помогает логопеду:

  • дифференцировать патологию и правильно подобрать методику коррекции;
  • выстроить план взаимодействия с неврологами и психиатрами;
  • определить прогноз для восстановления речи у ребенка или взрослого пациента.

Для успешной коррекционной работы важно учитывать не только речевые проявления, но и эмоционально-волевую сферу, когнитивные функции и общее состояние ребенка.


✅ Вывод: классификация расстройств речи позволяет логопеду точнее определять природу нарушений и подбирать методы коррекционной работы. Своевременное обращение к специалисту и комплексный подход повышают шансы на успешное восстановление речи.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 3 октября 2025 г.
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться