Разберем виды расстройств речи и научимся их распознавать
Содержание статьи
Речь является важнейшим инструментом общения и отражает состояние когнитивных функций человека. Любые нарушения речевой деятельности — это сигнал о сбое в работе центральной нервной системы или психоэмоциональной сферы. Для практикующего логопеда важно понимать, какие бывают расстройства речи, чем они отличаются и как проявляются.
Основные причины расстройств речи
Все нарушения речи можно условно разделить на две группы:
- Психопатологические расстройства — вызваны нарушениями сознания, мышления, эмоциональной сферы, воли, невротическими проявлениями.
- Органические нарушения — связаны с поражением нервной системы или структур головного мозга.
Иногда встречаются промежуточные варианты, где обе группы причин переплетаются.
Психопатологические расстройства речи
Среди них встречаются:
- Афония — утрата звучности голоса при сохранении шепота.
- Брадифазия — замедленная речь, упрощенный лексикон и грамматический строй.
- Вербигерация — многократное повторение одних и тех же слов.
- Вычурная речь — использование неподходящих по смыслу иностранных или необычных слов.
- Заикание (логоклония) — нарушение плавности речи с повторением звуков и слогов.
- Зеркальная речь — воспроизведение слов задом наперед.
- Логорея — чрезмерная многословная и быстрая речь.
- Тахифазия — ускоренная речь, часто с каламбурами и недосказанными фразами.
- Мутизм — отказ от речи при сохранности речевого аппарата (может быть избирательным).
- Эхолалия — повторение чужих слов и фраз.
Также встречаются: монологическая речь без диалога, неологизмы, речевая спутанность («словесный салат»), шизофазия (бессвязные грамматически правильные фразы).
Органические расстройства речи
Эта группа связана с поражением головного мозга и нервной системы.
- Афазия — утрата способности понимать или воспроизводить речь. Может быть моторной, сенсорной или тотальной.
- Акатафазия — подмена слов сходными по звучанию, но иными по смыслу.
- Дизартрия — смазанная, плохо артикулированная речь.
- Скандированная речь — замедленное, отрывистое произношение слогов, характерное для органических поражений.
Зачем логопеду знать классификацию расстройств речи
Знание видов речевых нарушений помогает логопеду:
- дифференцировать патологию и правильно подобрать методику коррекции;
- выстроить план взаимодействия с неврологами и психиатрами;
- определить прогноз для восстановления речи у ребенка или взрослого пациента.
Для успешной коррекционной работы важно учитывать не только речевые проявления, но и эмоционально-волевую сферу, когнитивные функции и общее состояние ребенка.
✅ Вывод: классификация расстройств речи позволяет логопеду точнее определять природу нарушений и подбирать методы коррекционной работы. Своевременное обращение к специалисту и комплексный подход повышают шансы на успешное восстановление речи.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
Восстановление речи после инсульта
Узнайте про восстановление речи после инсульта. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.