Используйте сказку для язычка, чтобы развивать артикуляцию у детей
Содержание статьи
Артикуляционная гимнастика играет огромную роль в формировании правильного звукопроизношения у детей. Но обычные упражнения быстро надоедают, становятся однообразными и теряют эффективность. Чтобы занятия оставались интересными, логопеды и родители все чаще используют игровые формы — например, сказки для язычка. Такой подход помогает превратить артикуляционные упражнения в увлекательное путешествие с героями и сюжетами, а ребенок выполняет их с удовольствием.
Что такое «сказка для язычка»
«Сказка для язычка» — это серия артикуляционных упражнений, объединенных в игровой сюжет. Каждый фрагмент текста сопровождается движением языка, губ или щек. Таким образом, ребенок выполняет тренировку незаметно для себя — через игру.
Такой формат особенно полезен детям дошкольного возраста, а также тем, у кого наблюдаются трудности с произношением звуков, нарушением слоговой структуры и слабостью артикуляционного аппарата.
Пример сказки для артикуляционной гимнастики
Вместо сухого набора упражнений детям предлагается увлекательная история:
Жили были дедушка и бабушка.
- «К ним толстые внуки приехали в гости» — надуваем щеки.
- «С ними худые — лишь кожа да кости» — втягиваем щеки.
- «Бабушка с дедушкой всем улыбнулись» — улыбка с показом зубов.
- «Поцеловать они всех потянулись» — вытягиваем губы вперед.
- «Чистили мы свои верхние зубы» — широкий язык двигается за верхними зубами вправо-влево.
- «С нижними зубками тоже мы дружим» — повторяем движение языком за нижними зубами.
- «Самоваром пыхтим, что есть мочи» — надуваем щеки и выпускаем воздух через губы.
- «Бабушка шила, а Барсик с катушкой бегал» — кончик языка двигается вперед-назад.
- «Дедушка сделал для внуков качели» — широкий язык ставится за верхние и нижние зубы поочередно.
- «Дедушка скачет на лошади ловко» — щелкаем языком.
- «Вот замедляет лошадка шажочки» — медленное цоканье языком.
- «Вот на опушке мы видим грибочки» — язык присасывается к небу.
- «Из сарая индюшка пришла» — широкий язык двигается вперед-назад по верхней губе с озвучиванием «бл-бл-бл».
Сюжет можно дополнять и менять в зависимости от целей занятия и возраста ребенка.
Почему сказка для язычка эффективна
- Формирует положительную мотивацию к занятиям.
- Делает артикуляционную гимнастику увлекательной и разнообразной.
- Способствует автоматизации правильных движений органов артикуляции.
- Улучшает внимание, память и речевую активность детей.
Используя игровые методы, логопед помогает ребенку быстрее освоить трудные движения языка, что положительно влияет на постановку и автоматизацию звуков.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте картотеку для постановки и автоматизации звуков
Картотека по постановке и автоматизации звуков помогает логопедам и родителям разнообразить занятия, поддерживать интерес ребенка и ускорять развитие правильной речи.
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.