Организуйте занятие по ФЭМП в детском саду: сценарий и упражнения
Содержание статьи
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — одна из ключевых задач дошкольного образования. Через игру и движение дети учатся считать, сравнивать, группировать предметы, ориентироваться в пространстве и развивают логическое мышление. Ниже представлен пример конспекта, который можно использовать для занятий в детском саду.
1. Упражнение «Посчитай»
Воспитатель предлагает детям посчитать звуки и передвинуть к себе игрушки или карточки с изображениями предметов. После выполнения задания дети отвечают, сколько раз ударил «молоточек» и сколько игрушек они передвинули.
Далее даются дополнительные инструкции:
- Поставь на одну игрушку больше.
- Поставь на одну игрушку меньше.
Такое упражнение помогает развивать слуховое внимание, навык счета и координацию движений.
2. Гимнастика для глаз «Елка»
(по стихотворению С. Маршака)
Елка плакала сначала (потереть глаза),
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала (поморгать глазами),
Задышала, ожила (глубокий вдох и выдох).
Короткие дыхательные и глазодвигательные упражнения дают возможность отдохнуть, повысить концентрацию и подготовиться к следующему этапу занятия.
3. Игра «Чья команда быстрее соберется?»
Дети делятся на две команды: у одной — зеленые карточки с цифрами, у другой — синие. По сигналу воспитателя («Хлопок!») команды выстраиваются по порядку чисел. Побеждает та, что справилась быстрее и без ошибок.
Игра тренирует навык сравнения, понимание последовательности числового ряда и работу в коллективе.
4. Упражнение «Ответь правильно»
Закрепляем количественные представления через короткие вопросы:
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько огоньков у светофора?
- Сколько солнышек на небе?
После вопросов проводится физкультминутка.
Физкультминутка «Клен»
Клен тугие кулачки,
Приложился он к окошку (четыре прыжка),
И, едва растает снег (наклоны),
Мне зеленую ладошку (протянуть руки к партнеру)
Клен протянет раньше всех.
Такие короткие двигательные паузы помогают детям переключить внимание и сохранить интерес к занятию.
5. Игра «На что похоже?»
Развитие воображения и зрительного восприятия — важная часть занятий по ФЭМП. Воспитатель показывает карточку-схему и спрашивает:
«На что это похоже?»
Дети выбирают карточки с изображениями предметов, схожих по форме. После этого можно поменяться ролями: теперь дети показывают схему, а воспитатель подбирает предмет.
6. Игра «Найди соседей»
Каждому ребенку выдается карточка с числом.
Задание:
Найди «соседей» числа — то, что стоит перед и после твоего числа.
Эта простая игра помогает закрепить понимание последовательности и структуры числового ряда.
7. Пальчиковая гимнастика «Весна»
Иди, весна, иди, красна (пальчики «идут» по столу),
Принеси ржаной колосок (загибают пальцы, начиная с мизинца),
Овсяной снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
Пальчиковые упражнения улучшают мелкую моторику и координацию, а также активизируют речевую деятельность, ведь движения пальцев напрямую связаны с развитием речи.
8. Работа на карточках
Дети выполняют задания на пространственную ориентацию и внимательность:
- Нарисуй слева два синих кружочка.
- Нарисуй справа три зеленых квадрата.
- Сверху — один красный треугольник.
- Внизу — четыре желтых круга.
Такие упражнения развивают зрительное восприятие, пространственное мышление и умение следовать инструкции.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте картотеку для постановки и автоматизации звуков
Картотека по постановке и автоматизации звуков помогает логопедам и родителям разнообразить занятия, поддерживать интерес ребенка и ускорять развитие правильной речи.
Работа с детьми с ЗПР
По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс...
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
-11.png&w=3840&q=75)