Последовательность постановки звуков при дизартрии всегда определяется индивидуально, с учетом того, насколько подготовлены у ребёнка конкретные артикуляционные уклады: дорсальный (спинка языка), какуминальный (кончик языка) и альвеолярный (передняя часть языка у альвеол).
Г. В. Чиркина предлагает использовать следующую двухэтапную систему коррекции и дифференциации звуков:
На первом этапе проводится работа над простыми звуками, которые легче всего поддаются коррекции. Сначала звуки ставятся изолированно, затем автоматизируются в слогах, словах и предложениях. На этом этапе отрабатываются следующие звуки:
Одновременно с этим ведётся работа по дифференциации (разграничению) близких звуков:
На втором этапе начинают постановку более сложных звуков:
Также проводится активная работа по дифференциации похожих по артикуляции и звучанию фонем:
При стёртой дизартрии коррекцию необходимо начинать с уточнения артикуляции и произношения гласных звуков. Правильное и отчётливое произношение гласных является основой чёткости и разборчивости всей речи. Продолжительность и ясность звучания гласных определяет не только общую разборчивость, но и темп речи, а также её мелодику и эмоциональную выразительность.
Гласные звуки рекомендуется отрабатывать в следующем порядке:
Только после чёткой отработки гласных звуков можно переходить к работе над согласными, которые в речи отвечают преимущественно за передачу смысла.
Именно переднеязычные звуки чаще всего оказываются искажёнными у детей с дизартрией.
Использование именно такой последовательности постановки звуков при дизартрии обусловлено несколькими важными причинами:
Эта продуманная и научно обоснованная система обеспечивает поэтапную коррекцию нарушенных звуков и даёт возможность ребёнку постепенно и уверенно осваивать полноценную и чёткую речь.
Автор
Участие бесплатное, места ограничены
ПодробнееПри воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!