Используйте методику Чиркиной для постановки звуков при дизартрии
Содержание статьи
Дизартрия у детей сопровождается нарушением артикуляции и требует четко выстроенной коррекционной работы. Постановка звуков при дизартрии осуществляется поэтапно, с учетом подготовленности артикуляционного аппарата. В статье рассмотрена пошаговая методика Г. В. Чиркиной и оптимальная последовательность коррекции.
Как определяется последовательность постановки звуков
Выбор этапов работы зависит от сформированности артикуляционных укладов:
- дорсального (спинка языка),
- какуминального (кончик языка),
- альвеолярного (передняя часть языка у альвеол).
Двухэтапная система по Г. В. Чиркиной
Первый этап (базовый)
На первом этапе проводится работа над простыми звуками, которые легче всего поддаются коррекции. Сначала звуки ставятся изолированно, затем автоматизируются в слогах, словах и предложениях. На этом этапе отрабатываются следующие звуки:
- Гласные: [а, у, ы, о]
- Согласные: [п, м, к, н, х, в, т, с, л]
Одновременно с этим ведётся работа по дифференциации (разграничению) близких звуков:
- [п–м, м–н, к–х, т–с, а–у–о–ы]
Второй этап (усложнённый)
На втором этапе начинают постановку более сложных звуков:
- [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]
Также проводится активная работа по дифференциации похожих по артикуляции и звучанию фонем:
- [с–з, ш–ж, ц–ч, ч–щ, ч–т’]

Особенности работы при стёртой дизартрии
При стёртой дизартрии коррекцию необходимо начинать с уточнения артикуляции и произношения гласных звуков. Правильное и отчётливое произношение гласных является основой чёткости и разборчивости всей речи. Продолжительность и ясность звучания гласных определяет не только общую разборчивость, но и темп речи, а также её мелодику и эмоциональную выразительность.
Гласные звуки рекомендуется отрабатывать в следующем порядке:
- [э → а → и → ы → о → у]
Только после чёткой отработки гласных звуков можно переходить к работе над согласными, которые в речи отвечают преимущественно за передачу смысла.
Последовательность работы над согласными звуками
- Сначала отрабатываются мягкие сонорные звуки:
[м’–м, н’–н, j, л’–л, р’–р] - Затем переходят к смычно-взрывным звукам:
[п’–п, б’–б, т’–т, д’–д, к’–к, г’–г] - После этого уточняют щелевые звуки:
[ф’–ф, в’–в] - И в последнюю очередь ставятся наиболее сложные переднеязычные звуки:
[с’–с, з’–з, ш–ж, х’–х, щ, ч, ц]
Именно переднеязычные звуки чаще всего оказываются искажёнными у детей с дизартрией.
Почему выбрана именно такая последовательность?
Использование именно такой последовательности постановки звуков при дизартрии обусловлено несколькими важными причинами:
- Естественная последовательность формирования звуков в процессе речевого развития (онтогенеза).
- Возможность использовать зрительный контроль (ребёнок наблюдает артикуляцию логопеда и повторяет её).
- Возможность опираться на кинестетические ощущения (ощущения правильного положения органов артикуляции).
- Использование тактильно-вибрационного контроля (ребёнок чувствует вибрацию при правильном произношении звука).
- Постепенное усложнение задач: от простых артикуляций переходят к сложным, что позволяет сделать коррекционную работу более успешной и эффективной.
Эта продуманная и научно обоснованная система обеспечивает поэтапную коррекцию нарушенных звуков и даёт возможность ребёнку постепенно и уверенно осваивать полноценную и чёткую речь.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте картотеку для постановки и автоматизации звуков
Картотека по постановке и автоматизации звуков помогает логопедам и родителям разнообразить занятия, поддерживать интерес ребенка и ускорять развитие правильной речи.
Восстановление речи после инсульта
Узнайте про восстановление речи после инсульта. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Узнайте, как прикус влияет на постановку звуков у детей
Узнайте, как неправильный прикус мешает постановке звуков у детей. В статье рассмотрены виды прикуса, их влияние на произношение и роль ортодонтического лечения в логопедической коррекции.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.