Разбираемся, как аденоиды влияют на психическое и физическое развитие ребенка
Содержание статьи
Аденоидные разрастания — распространенная проблема дошкольного возраста. Но то, что часто воспринимается как «подолгу не проходящий насморк» или «особенность дыхания», способно глубоко повлиять на общее развитие ребенка. Хроническое ротовое дыхание, дефицит кислорода и снижение слуха отражаются на прикусе, внешности, внимании, речи и учебных навыках. Ниже разберем, почему это происходит и что важно знать специалистам и родителям.
Как формируются нарушения прикуса
Когда ребенок дышит ртом, развивается инфантильный тип глотания. Язык опускается вниз или выдвигается между зубами вместо того, чтобы подниматься к небу. Это кажется мелочью, но для формирования правильного прикуса язык — главный «архитектор».
Почему это важно:
- при нормальном глотании язык расширяет твердое небо и стимулирует рост верхней челюсти;
- при ротовом дыхании нужного давления нет — верхняя челюсть развивается слабо, а нижняя нередко начинает опережать ее;
- нарушается прикус (дистальный, открытый, боковой), появляются проблемы с прорезыванием зубов и скученностью.
Такие изменения формируются постепенно и закрепляются, если причина ротового дыхания не устранена.
Как аденоиды меняют строение лица
Длительное нарушение носового дыхания приводит к формированию характерного «аденоидного лица»:
- вытянутое лицо;
- широкая переносица;
- укороченный нос;
- отечность под глазами;
- слабые мышцы губ;
- недостаточное развитие нижней челюсти;
- язык часто располагается между зубами.
Эти изменения формируют устойчивый внешнефункциональный паттерн, который тяжело поддается коррекции без лечения основной ЛОР-причины.
Как ротовое дыхание тормозит психическое развитие
Недостаток кислорода — ключевой фактор, который влияет на когнитивные функции ребенка.
При хроническом ротовом дыхании наблюдаются:
- быстрая утомляемость;
- снижение концентрации;
- трудности в усвоении информации;
- вялость, раздражительность;
- задержка темпов развития по сравнению со сверстниками.
Мозгу банально не хватает ресурсов для устойчивого внимания и качественного формирования навыков.
Как страдает речь при аденоидах
Нарушение слуха — частый спутник аденоидов. Из-за воспалительных процессов звук искажается, приглушается, «не доходит» до ребенка в чистом виде.
Как это отражается на речи:
- позже начинает говорить, формируется задержка речевого развития;
- появляется выраженная гнусавость;
- нарушается звукопроизношение;
- дети путают близкие по звучанию звуки («банка» — «панка», «зайка» — «сайка»);
- межзубное произношение становится устойчивым и труднокорригируемым.
Важно: без устранения причины межзубная артикуляция практически не поддается коррекции.
Как аденоиды влияют на письмо и чтение
Когда ребенку сложно различать звуки на слух, формирование навыков письма и чтения замедляется.
Что мы наблюдаем в школе:
- ошибки на замену звуков;
- путаницу звонких-глухих пар (б–п, д–т);
- трудности с выделением звука в слове;
- нестойкие навыки чтения;
- ошибки сохраняются долго, пока сохраняется снижение слухового восприятия.
Речевой слух — основа грамотного письма, и при аденоидах он страдает одним из первых.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
