Проведите логопедический игротренинг «Дракон, Паук и Осьминог» с детьми
Содержание статьи
Игровые формы работы помогают детям легче включаться в коррекционный процесс, снимать напряжение и осваивать новые речевые навыки.
Логопедический игротренинг «Дракон, Паук и Осьминог» — это увлекательная история с персонажами, через которую дети выполняют артикуляционные, мимические и пальчиковые упражнения, развивая речь, дыхание и координацию движений.
Эмоционально-мимическая гимнастика
Жил когда-то трехглавый Дракон,
Но не страшен он был, а смешон!
Ведь имел он и три языка,
А они не мирились никак.

Эта часть тренинга помогает ребенку развить выразительность мимики, научиться контролировать движения лица и губ.
Перед выполнением упражнений логопед может прочитать стихотворный фрагмент и показать каждое движение, превращая занятие в мини-сказку.
Артикуляционная гимнастика
В каждой из «пастей» Дракона живет свой язычок со своим характером.
Через игровые образы дети осваивают артикуляционные движения, нужные для четкого произношения.
- Первая голова — расслабленный язык, широкий и спокойный.
Упражнения: «Горка», «Глухой свист». - Вторая голова — язык в форме совка, высокий и подвижный.
Упражнение: «Чашечка», «Шипение». - Третья голова — веселый, активный язычок, который любит движение.
Упражнения: «Накажем язычок», «Песенка с прикусыванием языка», «Надо же!».
💡 Рекомендация: сопровождайте упражнения интонационными репликами персонажей. Так артикуляционная гимнастика превращается в театрализованную игру, удерживая внимание детей.
Финал артикуляционного блока
Богатырь на коне «Лошадка» вступает в игру и предлагает Дракону договориться с языками.
После нескольких упражнений («Дрожание», «Фырканье», «Рычание») все языки начинают работать дружно и согласованно.
✅ Цель блока: координация движений языка, развитие точности артикуляции, контроль дыхания.
Гимнастика для пальцев рук
Друг Дракона — огромный Паук,
Одноглав был, зато восьмирук!
Пальчиковая гимнастика помогает активизировать речевые зоны мозга, развивает внимание, ритм и мелкую моторику.
Упражнения:
- «Паук» — наложить ладони друг на друга, поджать большие пальцы, шевелить восемью свободными пальцами.
- «Флейта» — имитация игры на флейте.
- «Цепь» — соединять пальцы обеих рук в кольца, меняя пары пальцев.
- «Покорми уток» — поочередно соединять большой палец с остальными, имитируя бросание крошек.
- «Ножницы» — ритмично соединять указательные и средние пальцы обеих рук.
💡 Совет: упражнения можно выполнять под рифмовку или короткие игровые стихи для поддержания ритма.
Логопедическая настольная игра «Соревнование»
Друг Дракона — Осьминог, восьминогий спортсмен.
Он становится главным героем настольной игры, которая тренирует внимание, речевое дыхание и навык автоматизации звуков.
Цель: закрепить звуки в игровой форме, развить темп речи и дыхательную устойчивость.
Как играть:
- Распечатайте картинки с нужными звуками.
- Подготовьте фишки, кубик и игровое поле (ряд картинок).
- Игроки поочередно бросают кубик и двигаются вперед.
- Роль «Осьминога» выполняет логопед — он двигается на одну позицию после каждого хода.
- Задача игроков — добраться до финиша раньше «Осьминога».
💬 Игра завершает тренинг и вызывает положительный эмоциональный отклик у детей.
Финал игротренинга
Что, Паук, Осьминог и Дракон,
Теперь видите — кто чемпион?
Служат нам две ноги, две руки,
И послушны у нас язычки!
Финальное упражнение можно завершить коллективным движением — хлопками, шагами или коротким музыкальным ритмом, чтобы зафиксировать успех занятия.
Зачем проводить этот игротренинг
Логопедический игротренинг объединяет несколько направлений коррекционной работы:
- артикуляционную гимнастику,
- развитие мимики,
- тренинг мелкой моторики,
- автоматизацию звуков через игру.
Такой формат особенно эффективен при работе с детьми с ОНР, ФФНР, дизартрией и ЗРР, поскольку активирует сразу несколько сенсомоторных систем.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Карточки. Понятия и материалы к темам «Один», «Много», «Семья», «Предложение»
Скачайте бесплатно материалы к темам «Один», «Много», «Семья», «Предложение»!
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
-11.png&w=3840&q=75)