Проведите игру на согласование существительных с числительными: тренируем речь и мышление через тему «Животные жарких стран»
Содержание статьи
Игровая форма — один из самых эффективных способов развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Она помогает ненавязчиво формировать языковые навыки, тренировать согласование существительных с числительными, активизировать словарь и развивать зрительное восприятие.
Представленная ниже игра «Африканские карты» по теме «Животные жарких стран» помогает закреплять формы единственного и множественного числа, учит различать количество объектов и грамотно использовать числительные в речи.
Дидактическая цель
- Упражнять детей в употреблении единственного и множественного числа существительных.
- Тренировать согласование существительных с числительными от 1 до 5.
- Развивать зрительное восприятие и умение определять количество предметов без пересчитывания.
- Расширять активный словарь по лексической теме «Животные жарких стран».
Игровая цель
Собрать как можно больше карт, выполняя задания и правильно проговаривая речевые конструкции.
Состав и подготовка игры
Название: «Африканские карты»
Компоненты:
- 30 игровых карт с изображением 5 животных: лев, тигр, жираф, обезьяна, слон.
На картах встречаются от 1 до 5 животных или изображение множества (несчетное количество). - 6 дополнительных карт «Звери».
Количество игроков: от 2 до 4 человек (при большем числе игроков речевая нагрузка снижается).
Для подготовки игры распечатайте листы с изображениями, затем разрежьте их на 36 карт.
Вариант 1. «Кто больше?»
Принцип: карта с большим количеством животных побеждает карту с меньшим количеством (вид зверя значения не имеет).
Например, карта с пятью обезьянами побеждает карту с двумя слонами.
Карты «Звери» в этом варианте не используются.
Ход игры:
- Карты перемешиваются и кладутся стопкой в центр стола рубашкой вверх.
- Игроки попарно открывают по одной карте и называют их вслух:
«две обезьяны», «четыре льва» и т.д. - Побеждает тот, у кого на карте больше животных.
- Игрок забирает обе карты себе.
- В конце побеждает тот, кто собрал наибольшее количество карт.
Вариант 2. «Животные побеждают»
Принцип: карта с большим количеством одинаковых животных побеждает карту с меньшим числом этих же животных.
Самая сильная карта — «Звери»: она может победить любую другую.
Ход игры:
- Карты тщательно перетасовываются и раздаются игрокам по 6 штук.
- Оставшиеся карты кладутся стопкой на стол рубашкой вверх.
- Игроки поочередно делают ходы:
- первый игрок кладет карту, например, с одним львом;
- следующий игрок, если у него есть карта с 2–5 львами или карта «Звери», может побить ее;
- если нет — забирает карту себе.
- Каждый ход проговаривается вслух:
«одна обезьяна», «три тигра», «пять жирафов», «обезьяны» и т.д. - Как только у игрока остается 5 карт, он берет шестую из колоды.
- Игра продолжается до тех пор, пока колода не закончится.
По механике игра напоминает «Дурака», но здесь каждая фраза сопровождается проговариванием числительного и существительного, что делает её логопедически ценной.
Чем полезна игра
- Формирует грамматические категории числа и согласования.
- Развивает фонематический слух и чистоту звукопроизношения через многократное повторение слов.
- Стимулирует счётные операции и зрительный анализ.
- Расширяет активный словарь по теме «Животные жарких стран».
- Развивает коммуникативные навыки и способность следовать правилам.
Методические рекомендации
- Перед игрой обсудите с детьми животных жарких стран, послушайте их голоса, рассмотрите фотографии.
- Во время проговаривания слов обращайте внимание на окончания существительных.
- Если дети затрудняются, предложите речевые образцы:
«один лев — два льва — три льва — пять львов». - Для младших дошкольников можно сократить количество карт и работать только с 1–3 животными.
- Для старших — ввести счет до 10 или использовать карты с новыми животными.
Иллюстрации
Визуальные материалы к игре (иллюстрации животных) доступны в открытом доступе под ником marlenes.







Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте дидактические игры для коррекции слоговой структуры слова
Узнайте, как работать над коррекцией слоговой структуры слова у детей. В статье описаны этапы логопедической работы и примеры дидактических игр для развития речи.
Карточки. Понятия и материалы к темам «Один», «Много», «Семья», «Предложение»
Скачайте бесплатно материалы к темам «Один», «Много», «Семья», «Предложение»!
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
-11.png&w=3840&q=75)