Объясняем, как определить доминирующее полушарие мозга
Содержание статьи
Логопедам и дефектологам нередко приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, «какое полушарие у ребенка главное» и влияет ли это на речь, обучение и поведение. Чтобы ответ был понятным и научно корректным, важно объяснить, как работают полушария мозга, зачем нужны методы определения доминантности и что они реально могут показать специалисту.
Зачем логопеду понимать особенности работы полушарий
Преобладание функций одного из полушарий влияет на стиль обработки информации, способы решения задач, особенности восприятия, а у детей — на формирование речи, внимание и моторное планирование.
Для логопеда это важно, потому что распределение функций между полушариями связано с:
- развитием фонематического восприятия;
- освоением чтения и письма;
- особенностями моторики и координации;
- скоростью обработки вербальной информации;
- возможными трудностями при ЗПР, СДВГ, дизартрии и нарушениях слуха.
Поэтому понимание межполушарного взаимодействия помогает точнее выстраивать коррекционную работу.
Как устроены полушария мозга и за что они отвечают
Мозг — самая крупная и сложная структура ЦНС. Он обрабатывает сенсорную информацию, регулирует эмоции, внимание, память, движения и, конечно, обеспечивает мышление — высшую психическую функцию человека.
Около 70% массы мозга составляют большие полушария. Между ними находится мозолистое тело — мощный пучок нейронов, который обеспечивает обмен информацией.
Каждое полушарие выполняет свои функции:
- Левое полушарие активнее в задачах, связанных с анализом, логикой, последовательной обработкой информации, речью и грамматикой.
- Правое полушарие отвечает за обработку образов, интонаций, пространственные представления, целостное восприятие, эмоциональные реакции.
При этом мозг работает как единая система: полушария дополняют друг друга. Если одно из них повреждается, второе частично берет на себя утраченные функции — это объясняет возможности нейропластичности при реабилитации после травм и заболеваний.
Как определяют доминирующее полушарие
В 1981 году советские нейропсихологи разработали ряд проб, которые позволяют оценить межполушарное взаимодействие и определить функциональную доминантность. Эти тесты оказались достаточно точными благодаря тому, что основаны на анализе движений, зрительно-моторных реакций и особенностей обработки информации.
Научные исследования показывают:
- правое полушарие преимущественно работает на уровне чувственно-образного восприятия;
- левое — на уровне категориального анализа, обработки смысла и структуры;
- доминантность полушария отражается в типе мышления, но не определяет личность ребенка;
- для формирования речи важна согласованная работа обоих полушарий, а не «ведущее» по отдельности.
Для логопеда это знание важно, потому что слабость межполушарных связей может проявляться в трудностях автоматизации звуков, нарушениях письма и чтения, замедленной обработке речи.
Зачем логопеду учитывать полушарную доминантность в работе
При диагностике и коррекции навыков речи понимание межполушарного взаимодействия особенно полезно в случаях:
- ЗПР и задержки речевого развития;
- дизартрии и нарушений моторного планирования;
- нарушений фонематического слуха;
- трудностей чтения и письма;
- последствий перинатальных поражений ЦНС;
- СДВГ и нарушений внимания.
Если логопед видит особенности, связанные с доминантностью полушария, он может точнее подобрать упражнения на межполушарную координацию, структурировать нагрузку и включать задания, укрепляющие связи между полушариями.
Итоги
Определение доминирующего полушария не дает «ярлыков», но помогает логопеду глубже понимать, как ребенок обрабатывает информацию. Это усиливает коррекционную работу, делает занятия более осознанными и позволяет точнее объяснять родителям особенности развития их ребенка.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Социализация детей дошкольного возраста в семье
Полезная информация о социализации детей в семье.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Ребенок разговаривает во сне: что делать?
Рассказываем, почему ребенок разговаривает во сне и что делать родителям. Подробности читайте в статье.
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
