Логотип

Объясняем, как определить доминирующее полушарие мозга

Логопедам и дефектологам нередко приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, «какое полушарие у ребенка главное» и влияет ли это на речь, обучение и поведение. Чтобы ответ был понятным и научно корректным, важно объяснить, как работают полушария мозга, зачем нужны методы определения доминантности и что они реально могут показать специалисту.

Зачем логопеду понимать особенности работы полушарий

Преобладание функций одного из полушарий влияет на стиль обработки информации, способы решения задач, особенности восприятия, а у детей — на формирование речи, внимание и моторное планирование.

Для логопеда это важно, потому что распределение функций между полушариями связано с:

  • развитием фонематического восприятия;
  • освоением чтения и письма;
  • особенностями моторики и координации;
  • скоростью обработки вербальной информации;
  • возможными трудностями при ЗПР, СДВГ, дизартрии и нарушениях слуха.

Поэтому понимание межполушарного взаимодействия помогает точнее выстраивать коррекционную работу.


Как устроены полушария мозга и за что они отвечают

Мозг — самая крупная и сложная структура ЦНС. Он обрабатывает сенсорную информацию, регулирует эмоции, внимание, память, движения и, конечно, обеспечивает мышление — высшую психическую функцию человека.

Около 70% массы мозга составляют большие полушария. Между ними находится мозолистое тело — мощный пучок нейронов, который обеспечивает обмен информацией.

Каждое полушарие выполняет свои функции:

  • Левое полушарие активнее в задачах, связанных с анализом, логикой, последовательной обработкой информации, речью и грамматикой.
  • Правое полушарие отвечает за обработку образов, интонаций, пространственные представления, целостное восприятие, эмоциональные реакции.

При этом мозг работает как единая система: полушария дополняют друг друга. Если одно из них повреждается, второе частично берет на себя утраченные функции — это объясняет возможности нейропластичности при реабилитации после травм и заболеваний.


Как определяют доминирующее полушарие

В 1981 году советские нейропсихологи разработали ряд проб, которые позволяют оценить межполушарное взаимодействие и определить функциональную доминантность. Эти тесты оказались достаточно точными благодаря тому, что основаны на анализе движений, зрительно-моторных реакций и особенностей обработки информации.

Научные исследования показывают:

  • правое полушарие преимущественно работает на уровне чувственно-образного восприятия;
  • левое — на уровне категориального анализа, обработки смысла и структуры;
  • доминантность полушария отражается в типе мышления, но не определяет личность ребенка;
  • для формирования речи важна согласованная работа обоих полушарий, а не «ведущее» по отдельности.

Для логопеда это знание важно, потому что слабость межполушарных связей может проявляться в трудностях автоматизации звуков, нарушениях письма и чтения, замедленной обработке речи.


Зачем логопеду учитывать полушарную доминантность в работе

При диагностике и коррекции навыков речи понимание межполушарного взаимодействия особенно полезно в случаях:

  • ЗПР и задержки речевого развития;
  • дизартрии и нарушений моторного планирования;
  • нарушений фонематического слуха;
  • трудностей чтения и письма;
  • последствий перинатальных поражений ЦНС;
  • СДВГ и нарушений внимания.

Если логопед видит особенности, связанные с доминантностью полушария, он может точнее подобрать упражнения на межполушарную координацию, структурировать нагрузку и включать задания, укрепляющие связи между полушариями.


Итоги

Определение доминирующего полушария не дает «ярлыков», но помогает логопеду глубже понимать, как ребенок обрабатывает информацию. Это усиливает коррекционную работу, делает занятия более осознанными и позволяет точнее объяснять родителям особенности развития их ребенка.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 21 ноября 2025 г.
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться