Логотип

Применяем схему логопедической диагностики и оцениваем речевое развитие ребенка

В работе логопеда важно иметь структурированный, понятный и воспроизводимый алгоритм первичной диагностики. Четкая система позволяет быстро определить слабые стороны речевого развития, заметить особенности фонематического восприятия, артикуляционной моторики или звукопроизношения. Эта схема подходит для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста и помогает выстроить дальнейший маршрут коррекционной работы.

Проверяем состояние фонематического восприятия

Фонематическое восприятие — ключевой навык, определяющий успешность звукопроизношения, развитие фонематического слуха и готовность ребенка к обучению грамоте. На этом этапе важно понять, насколько точно ребенок различает и воспроизводит слоги.

Инструкция:
Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Пары слогов:

ба-па — па-ба
жа-ша — ша-жа
ла-ра — ра-ла
са-ша — ша-са
ца-са — са-ца

Оценка:

  • 3 балла — точное повторение пары;
  • 2 балла — первый слог произносится правильно, второй уподобляется первому;
  • 1 балл — неточное повторение обоих слогов, возможны перестановки, пропуски, замены;
  • 0 баллов — искажение слогов, не связанное с дефектами звукопроизношения.

Максимальный результат — 15 баллов.


Исследуем артикуляционную моторику

Артикуляционная моторика определяет качество работы органов речи, точность движения губ и языка, способность удерживать нужную позицию — важнейшая база для чистого звукопроизношения.

Инструкция:
Повторяй за мной движения.

Пробные упражнения:

  • губы выдвинуты вперед «трубочкой»;
  • язык «лопаткой» лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
  • упражнение «маятник» — язык перемещается от одного уголка рта к другому;
  • язык «иголочкой» — узкий, выдвинут вперед;
  • чередование движений: «улыбка» — «трубочка».

Ребенок должен удерживать позу 3–5 секунд, чтобы оценить качество выполнения.

Оценка:

  • 3 балла — точное выполнение;
  • 2 балла — медленное или напряженное выполнение, выполнение только по показу;
  • 1 балл — длительный поиск позы, неполный объем движения;
  • 0 баллов — отсутствие выполнения или грубые ошибки.

Максимальный результат — 15 баллов.


Исследуем звукопроизношение

На этом этапе проверяется автоматизация звуков, возможность их использования в речи, способность к различению и точному произнесению в словах разной сложности.

Инструкция:
Повторяй за мной слова.

Санки — носки — нос
Щетка — ящик — плащ
Сети — такси — лось
Чайник — бочка — мяч
Замок — ваза
Рак — ведро — комар
Зима — газета
Репка — варенье — дверь
Цапля — яйцо — заяц
Лампа — молоко — стол
Шапка — подушка — камыш
Лимон — олень — соль
Жук — флажок — ежи

Группы звуков:

  1. Свистящие
  2. Шипящие
  3. [л], [л′]
  4. [р], [р′]
  5. Остальные звуки

Оценка:

  • 6 баллов — нормативное произношение;
  • 4 балла — звук есть, но в спонтанной речи допускаются ошибки;
  • 2 балла — устойчивое искажение или замена одного звука;
  • 0 баллов — искажения всех или большинства звуков группы.

Максимальная оценка — 30 баллов.


Оцениваем звуко-слоговую структуру слова

Этот этап помогает понять, как ребенок воспроизводит сложные слова, насколько точен его слоговой и звуковой анализ, есть ли трудности с автоматизацией последовательности слогов.

Инструкция:
Повторяй за мной слова.

Скакалка
Космонавт
Баскетбол
Сковорода
Перелететь

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

а) Оценка слоговой структуры

  • 1,5 балла — точное воспроизведение;
  • 1 балл — послоговое воспроизведение без искажений;
  • 0,5 балла — искажения внутри слова при сохранении количества слогов;
  • 0 баллов — нарушения структуры: пропуски, перестановки, вставки.

Максимум — 7,5 балла.

б) Оценка звуковой структуры

  • 1,5 балла — точное повторение;
  • 1 балл — искажение одного звука;
  • 0,5 балла — искажение двух звуков;
  • 0 баллов — искажение трех и более звуков.

Максимум — 7,5 балла.

Общий максимум по этому разделу — 15 баллов.


Итоговая оценка

Максимальная сумма баллов за всю диагностическую серию — 75 баллов.
Эти результаты помогают логопеду определить, какие составляющие речевой функции нарушены сильнее: фонематическое восприятие, артикуляция, звукопроизношение или структура слова. На основании этого формируется индивидуальная программа коррекционной работы.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 21 ноября 2025 г.
Онлайн-интенсив для логопедов

Онлайн-интенсив для логопедов

Участие бесплатное

Зарегистрироваться