Применяем схему логопедической диагностики и оцениваем речевое развитие ребенка
Содержание статьи
В работе логопеда важно иметь структурированный, понятный и воспроизводимый алгоритм первичной диагностики. Четкая система позволяет быстро определить слабые стороны речевого развития, заметить особенности фонематического восприятия, артикуляционной моторики или звукопроизношения. Эта схема подходит для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста и помогает выстроить дальнейший маршрут коррекционной работы.
Проверяем состояние фонематического восприятия
Фонематическое восприятие — ключевой навык, определяющий успешность звукопроизношения, развитие фонематического слуха и готовность ребенка к обучению грамоте. На этом этапе важно понять, насколько точно ребенок различает и воспроизводит слоги.
Инструкция:
Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Пары слогов:
ба-па — па-ба
жа-ша — ша-жа
ла-ра — ра-ла
са-ша — ша-са
ца-са — са-ца
Оценка:
- 3 балла — точное повторение пары;
- 2 балла — первый слог произносится правильно, второй уподобляется первому;
- 1 балл — неточное повторение обоих слогов, возможны перестановки, пропуски, замены;
- 0 баллов — искажение слогов, не связанное с дефектами звукопроизношения.
Максимальный результат — 15 баллов.
Исследуем артикуляционную моторику
Артикуляционная моторика определяет качество работы органов речи, точность движения губ и языка, способность удерживать нужную позицию — важнейшая база для чистого звукопроизношения.
Инструкция:
Повторяй за мной движения.
Пробные упражнения:
- губы выдвинуты вперед «трубочкой»;
- язык «лопаткой» лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
- упражнение «маятник» — язык перемещается от одного уголка рта к другому;
- язык «иголочкой» — узкий, выдвинут вперед;
- чередование движений: «улыбка» — «трубочка».
Ребенок должен удерживать позу 3–5 секунд, чтобы оценить качество выполнения.
Оценка:
- 3 балла — точное выполнение;
- 2 балла — медленное или напряженное выполнение, выполнение только по показу;
- 1 балл — длительный поиск позы, неполный объем движения;
- 0 баллов — отсутствие выполнения или грубые ошибки.
Максимальный результат — 15 баллов.
Исследуем звукопроизношение
На этом этапе проверяется автоматизация звуков, возможность их использования в речи, способность к различению и точному произнесению в словах разной сложности.
Инструкция:
Повторяй за мной слова.
Санки — носки — нос
Щетка — ящик — плащ
Сети — такси — лось
Чайник — бочка — мяч
Замок — ваза
Рак — ведро — комар
Зима — газета
Репка — варенье — дверь
Цапля — яйцо — заяц
Лампа — молоко — стол
Шапка — подушка — камыш
Лимон — олень — соль
Жук — флажок — ежи
Группы звуков:
- Свистящие
- Шипящие
- [л], [л′]
- [р], [р′]
- Остальные звуки
Оценка:
- 6 баллов — нормативное произношение;
- 4 балла — звук есть, но в спонтанной речи допускаются ошибки;
- 2 балла — устойчивое искажение или замена одного звука;
- 0 баллов — искажения всех или большинства звуков группы.
Максимальная оценка — 30 баллов.
Оцениваем звуко-слоговую структуру слова
Этот этап помогает понять, как ребенок воспроизводит сложные слова, насколько точен его слоговой и звуковой анализ, есть ли трудности с автоматизацией последовательности слогов.
Инструкция:
Повторяй за мной слова.
Скакалка
Космонавт
Баскетбол
Сковорода
Перелететь
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
а) Оценка слоговой структуры
- 1,5 балла — точное воспроизведение;
- 1 балл — послоговое воспроизведение без искажений;
- 0,5 балла — искажения внутри слова при сохранении количества слогов;
- 0 баллов — нарушения структуры: пропуски, перестановки, вставки.
Максимум — 7,5 балла.
б) Оценка звуковой структуры
- 1,5 балла — точное повторение;
- 1 балл — искажение одного звука;
- 0,5 балла — искажение двух звуков;
- 0 баллов — искажение трех и более звуков.
Максимум — 7,5 балла.
Общий максимум по этому разделу — 15 баллов.
Итоговая оценка
Максимальная сумма баллов за всю диагностическую серию — 75 баллов.
Эти результаты помогают логопеду определить, какие составляющие речевой функции нарушены сильнее: фонематическое восприятие, артикуляция, звукопроизношение или структура слова. На основании этого формируется индивидуальная программа коррекционной работы.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Восстановление речи после инсульта
Узнайте про восстановление речи после инсульта. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Логопедическое обследование при дисграфии
Скачайте бесплатно документы для обследования детей с дисграфией!
Годовой отчет учителя-логопеда
Не знаете, как писать отчет по годовому плану? В документах есть замечательный алгоритм
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
