Формируем правильное произношение звука Т: приемы постановки и автоматизации
Содержание статьи
Звук Т относится к ранним альвеолярным согласным и появляется у большинства детей уже в возрасте около двух лет. Но даже ранний звук может формироваться с ошибками: из-за слабой артикуляционной моторики, смешения твердых и мягких согласных или отсутствия точного воздушного толчка. Важно вовремя заметить речевые особенности и помочь ребенку закрепить правильное произношение, пока идет активное становление звуковой системы.
Когда появляется звук Т и как он формируется
По данным Н. С. Жуковой, ориентировочные сроки появления звука:
- Ть — от 1 г. 3 мес. до 1 г. 8 мес.;
- Т — от 1 г. 10 мес. до 2 лет.
Это ранние сроки, но если ребенок произносит звук искаженно в 3–4 года, нужна логопедическая помощь. Правильное формирование артикуляции в дошкольный период напрямую влияет на дальнейшую чистоту речи и успешность обучения грамоте.
Как правильно произносится звук [Т]
Чтобы звук звучал четко, ребенку важно выполнять несколько точных артикуляционных действий:
- слегка разомкнуть зубы и губы;
- упереться языком в верхние передние резцы;
- поднять мягкое небо;
- создать четкий воздушный толчок;
- не включать голос.
Если хотя бы один этап нарушается, звук теряет резкость или заменяется другим. Наиболее частой причиной искажений является снижение мышечного тонуса органов артикуляции.
Постановку и автоматизацию звука Т можно начинать примерно с 3 лет — если артикуляционный аппарат готов и ребенок может удерживать язык в правильной позиции.
Автоматизируем звук Т в слогах: первый этап
Когда ребенок уже произносит звук [Т] изолированно, начинается автоматизация — постепенный переход от слога к слову и фразе.
Прямые открытые слоги:
ТА – ТА – ТА
ТО – ТО – ТО
ТЫ – ТЫ – ТЫ
ТУ – ТУ – ТУ
Обратные слоги:
ОТ – УТ – ЫТ
АТ – ОТ – УТ
ЫТ – УТ – АТ
Автоматизация в слогах помогает закрепить правильный воздушный толчок и устранить смешение Т–Д, Т–К, Т–Ть.
Автоматизация звука Т в словах: от простого к сложному
В начале слова
тачка, тара, такси
Таня, Тамара, Тома
так, таз, там
топка, точка, тумба
топ, ток, том
В середине слова
Никита, Ната, Рита
сметана, капитан, кофта
ноты, коты, соты
рота, ракета, копыто
автобус, каток, цветок
веточка, пальто, шорты
В конце слова
ропот, рокот, рот
самолет, молот, кнут
канат, кит, Марат
компот, квадрат, комбат
идет, думает, сидит
дует, тонет, пишет
На этом этапе логопед отрабатывает точность произношения и проверяет, не искажается ли звук в разных позициях слова.
Автоматизация звука Т в словосочетаниях
Фразовая речь позволяет проверить звук в естественном темпе:
- Никитины конфеты
- Антон несет
- Молоток стучит
- Автобус едет
- Топает малыш
- Стоит тачка
- Несет цветы
- Танино пальто
- Новые тапки
Здесь важно добиваться точного и отчетливого произнесения согласного в каждом слове.
Автоматизация звука Т в стихотворениях
Стихи помогают закрепить правильную артикуляцию в игровом формате и улучшить темпоритмическую структуру речи.
В. Мусатов
На двоих одна лопата,
И опять она у брата.
Брат копает, я стою,
Больше брата устаю.
В. Берестов
Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.
Б. Новосельцев
Старший брат его привез
И включил в розетку —
И ожил вдруг пылесос,
Зарычал на Светку.
Игры для постановки и автоматизации звука Т
Игровой формат уменьшает усталость и помогает ребенку удерживать интерес на протяжении всего занятия.
«Добавь звук»
Логопед произносит слово, а ребенок добавляет недостающий [Т]:
- ено(т)
- ко(т)
- самолето(т)
Желательно использовать картинки, чтобы формировать устойчивые связи между словом и образом.
«Подскажи слово»
Логопед задает задание, а ребенок завершает слово:
- Долго-долго крокодил море синее… (тушил)
- Поэт закончил строчку, в конце поставил… (точку)
Важно избегать слов, содержащих звуки, которые ребенок пока произносит неправильно (например, [Р]).
Как помогать ребенку дома
Родителям важно:
- выполнять упражнения, рекомендованные логопедом;
- использовать визуальные материалы;
- давать задания в игровой форме;
- поддерживать правильную артикуляцию в бытовой речи;
- хвалить ребенка за каждую удачную попытку.
Ежедневная практика — ключ к тому, чтобы звук Т вошел в активную речь и был устойчивым в любых ситуациях.

Сергеева Галина
Автор
Содержание статьи
Связанные статьи
Используйте картотеку для постановки и автоматизации звуков
Картотека по постановке и автоматизации звуков помогает логопедам и родителям разнообразить занятия, поддерживать интерес ребенка и ускорять развитие правильной речи.
Как научить ребенка выговаривать шипящие звуки
Узнайте, как научить ребенка выговаривать шипящие звуки. Подробности читайте в статье Лого Эксперт.
Графические дорожки для автоматизации поставленных звуков
Процесс автоматизации звуков длительный и трудоёмкий. Суть приёма заключается в том, что ребёнок, произнося слова, словосочетания, предложения с автоматизируемым звуком, рисует поэтапно схематичные изображения по показу логопеда
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Используйте игры-стишки с движениями для развития речи и моторики детей
Используйте игры-стишки с движениями для детей 2–6 лет для развития речи
Используйте наглядные средства для создания ситуации выбора у детей с ЗПР
Создание ситуаций выбора у детей с ЗПР с помощью карточек помогает развивать самостоятельность, речь и внимание. Узнайте, как применять наглядные средства на логопедических занятиях.
